Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пімсти смерть великих лицарів

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Раздвоение Гоголя

Дата: 28.03.2009

В Москве открылся первый мемориальный музей Николая Гоголя. Он расположен в доме № 7 на Никитском бульваре. Там автор «Мертвых душ» провел последние годы жизни и именно там сжег второй том о похождениях Чичикова.

Новая экспозиция стала еще одной в череде выставок, приуроченных к 200-летию со дня рождения писателя. Ее создатели попытались в шести комнатах старинного особняка объединить старинные вещи, рукописи Николая Васильевича и современные технологии.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг посмотрел, что из этого вышло.

Именно в московской усадьбе Талызиных охваченный болезнью и болезненной религиозностью Гоголь в последние дни жизни жег свои рукописи и сводил себя голодом на тот свет. Так место трагической смерти гения стало первым в России музеем в его память.

Леонтий Озерников, автор музейного проекта дома Н. В. Гоголя: «Глиняная модель, негативная гипсовая форма, потом формовка».

Автор музейного проекта Леонтий Озерников за Николая нашего Васильевича взялся легко и без лишних сомнений. Черные силы, так черные силы, чертовщина, так чертовщина. Когда-то здесь были интерьеры старой дворянской усадьбы, но ближе к юбилею городские чиновники решились на подарок для давно воспевшего их классика.

Вера Викулова, директор дома-музея Н. В. Гоголя: «Главный корпус занимает дом Гоголя, мемориальный музей и научная библиотека. А в части помещения находится объединение „Стройдормашэкспорт“».

На первый в России музей Гоголя при типовой районной библиотеке в итоге осталось шесть комнат. Так и завершилась масштабная реконструкция исторического памятника. Музеи классиков – это всегда сложно. Когда до потомков доходят мемориальные вещи писателя, как, например, в Ясной Поляне Толстого, говорят: «здесь можно прикоснуться к наследию гения». Когда вещей почти не остается, как, например, в Михайловском Пушкина, находят другую формулировку: «зато как передан дух эпохи».

А в музее Гоголя, в здании, в котором последние годы прожил писатель, и духа его не осталось. На выходе гоголевская «Шинель», и та как новенькая – только сшили.

Корреспондент: «Неужели нет сохранившейся шинели XIX века?»

Работник музея: «Да что вы. Где она может сохраниться?»

Савва Ямщиков, реставратор, член Организационного комитета по празднованию 200-летия Н. В. Гоголя: «Они хотят из Гоголя сделать Петрушку, карнавал, понимаете, в чем дело. Николай Васильевич любил бывать на карнавале в Венеции, но это не значит, что он персонаж в жизни этого карнавала. Причем это низкпробный, низкопошивный карнавал».

Реставратор Савва Ямщиков, худрук Малого театра Юрий Соломин и министр культуры Александр Авдеев предпочли открыть другую, пусть и временную выставку, посвященную Гоголю, – в Историческом музее.

Александр Авдеев, министр культуры РФ: «К Гоголю почему-то приклеилось слово „мистик“. Он не мистик, он просто глубоко верующий православный человек».

На этой выставке от Гоголя-мистика и фанатика нет и следа. А гоголевских вещей нашлось множество.

Наталья Каргаполова, ведущий научный сотрудник Исторического музея: «Уникальный альбом с акварелями, здесь их более 50, созданный прототипом Хлестакова. Перед вами Павел Свиньин – известный хвастун, лгун».

Еще есть исторические костюмы тех самых героев того самого «Невского проспекта». Тот самый настоящий нос, который писатель увидал в Петербургской академии художеств. Тот самый портрет работы Венецианова, где Гоголь как будто и не Гоголь. Кураторы заверяют: хватило бы современникам уважения, а вещдоки из прошлого всегда найдутся.

НТВ

news.ntv.ru