1980 р. По Брацлавщине
Д. В. Малаков
В застроенном тремя католическими монастырями, многочисленными заезжими дворами и лавками Новом городе в XVIII веке не нашлось места для приходской церкви, и ее поставили за рекой, в Старом городе, ниже той горы, где находился первый замок. И теперь стройный силуэт, напоминающий трехмачтовый парусник, «плывущий» среди крыш и садочков на склонах левого берега Буга, заметен издалека.
Церковь Миколы рублена из дубовых колод, как гласила традиционная надпись на косяках входной двери, «старанием ктитора Антона Постельника во имя отца и сына и святого духа аминь. Сооружися храм сей святителя Христова Николая року Божия 1746 месяца апреля 11 дня». Церковь сохранилась.
Это замечательный образец развитого к тому времени до высокой степени совершенства характерного украинского типа трехчастных церквей. Три сруба, собранные в компактный объем, имеют срезанные углы, образующие три восьмерика. Чуть наклоненные внутрь стены перехвачены по высоте горизонтальными членениями, делящими весь объем на ярусы. Первый невысокий, в рост человека ярус опасання, то есть опоясывания, – навес над аркадной галереей. Он предназначен для защиты фундамента от дождевой воды и одновременно служит как укрытие в непогоду. Второй ярус – от кровли опасання до карниза полукруглой крыши срезанного шатра – самый высокий. Здесь в среднем срубе устроено большое, в форме прямого креста окно. Еще выше следует второй ярус восьмериков, снова под округлыми крышами срезанных шатров, крытыми раньше гонтом, а теперь железом; и, наконец, маленький восьмерик – глухой барабанчик под главкой, увенчанной ажурным, тонкой кузнечной работы четырехконечным крестом, по давнему обычаю поставленным на полумесяц.
Еще виртуознее выполнен кованый прямой восьмиконечный крест над небольшой колокольней-башней, ровесницей самого храма. Двухъярусный, квадратный в плане деревянный сруб колокольни, не зашелеванный досками, завершен шатром с главкой и вставлен в мурованные из гранита мощные угловые контрфорсы.
Крутой свес кровли, опоясывающей первый ярус, вместе со стремительным взлетом шатра создают ощущение легкости, придают всему сооружению изящный, законченный пирамидальный силуэт. Важная подробность, восходящая ко времени оборонительного церковного зодчества: коло кольня поставлена не по оси храма, а на углу огражденного гранитной стенкой церковного подворья, чтобы в случае нападения врагов колокольня могла служить крепостной башней, из которой простреливаются две стены укрепления [Малаков Д.В. По Брацлавщине. – М.: Искусство, 1982 г., с. 28 – 30].