Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

1973 г. Украинские Карпаты

Ворохта – одно из древнейших гуцульских поселений, с ней связаны поэтические легенды об опрышках (народных повстанцах) Мочернаках, Бойчуках и других. Трудная жизнь гуцулов в тяжелых природных условиях наложила печать и на их архитектуру. Необходимость защитить двор от жестоких ветров и диких зверей способствовала возникновению закрытого типа усадьбы, то есть гражды. Гражда состоит из большой хаты «на две половины» и небольшого дворика, где по периметру располагаются постройки для крупного и мелкого скота, птицы, инвентаря, кладовые для зерна, мяса и сена. Они образуют единый ансамбль, точно миниатюрную крепость. Хата легендарного опрышка Мочернака, построенная в 1840-х гг., с огромной кровлей из теса, раза в четыре по высоте превосходящей сруб, производит впечатление мощи и силы. Поставленная высоко на отроге горы, она возвышается точно донжон. Теперь гражды не строят, ибо изменились условия жизни.

Ворохта расположена в узкой долине реки Прут. На одном из холмов, выступающим мысом между Прутом и говорливым потоком, неизвестный плотник в XVIII в. срубил церковь Рождества богородицы. Это один из самых стройных и величественных храмов, хотя и самый малый по размерам среди всех гуцульских построек такого типа. Вход на погост, где находится церковь, фланкирован двумя огромными камнями.

Такими камнями-менгирами древние славяне обозначали свои священные места – жертвенники. Здание поставлено на невысокое каменное основание.

Храм Рождества богородицы в Ворохте также крестовый в плане, одноглавый, как и в Ясыне, но меньше по размерам. Кроме того, в отличие от последнего, у него квадратный только средний сруб, а боковые-прямоугольные, ориентированные длинной стороной перпендикулярно осям симметрии. Они маленькие, низкие и как бы прижаты к центральному нефу: коньки их кровель достигают карниза четверика нефа. Поэтому в силуэте храма особенно четко выделяется восьмигранный верх главного помещения. Его прекрасных пропорций, энергично очерченный шатер с соразмерным фонариком гордо завершает храм. Линии кровли опасанья уверенно поднимаются к стенам срубов, которые своими круто поднимающимися крышами подхватывают их стремление вверх и передают вертикалям восьмерика, чтобы, сойдясь в гранях шатра, успокоенно слиться в мягких линиях маковки. Центричность композиции всего сооружения проведена откровенно и уверенно. Движение форм бани ввысь так сильно, что оно как будто притягивает боковые помещения, ибо их стены даже наклонились к центру.

Внутреннее пространство главного помещения церкви Рождества богородицы при более чем скромных размерах неожиданно поражает своей торжественностью. Это достигнуто исключительно художественными средствами: соотношением пропорций самого сруба и бани, ее восьмерика и парусов, которые подняты очень высоко. Здесь баня по высоте почти в три раза превышает боковые срубы Иллюзию высотности пространства увеличивает также и полумрак, всегда царящий в зените купола, так как сквозь миниатюрные окошки восьмерика проникает лишь слабый свет [Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. – М.: Искусство, 1973 г., с. 158 – 160].