Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

1982 г. Украина и Молдавия

Чернигов.

Спасо-Преображенский собор (1033-1041) в плане трехнефный (без апсид 22,40 х 30,25 м, с апсидами 22,40 х 35,25 м). На пересечении главных продольного и поперечного нефов образован подкупольный квадрат (7,5 х 7,5 м). Три пары крещатых опорных столбов несут систему сводчатых перекрытий и пять куполов на световых барабанах. Высота интерьера до зенита среднего купола 30 м. Нартекс расчленен подпружными арками на три части, равные по ширине нефам. Его средняя прямоугольная часть в первом ярусе и во втором на хорах перекрыта полуциркульным сводом, а боковые, квадратные в плане, – купольными сводами. Их несут неглубокие арки в толще стен, переход от них к куполам осуществлен с помощью парусов. Купола над хорами на фасадах были видны в виде полусферических верхов. Хоры в боковых нефах продолжались (их деревянные полы не сохранились) вплоть до предалтарных преград. С северной стороны к нартексу примыкает круглая башня с винтовой лестницей правостороннего вращения для входа на хоры.

Фасады храма оформлены пилястрами, плоскими в первом ярусе и профилированными во втором, и плоскими полуциркульными нишами. Кроме того, его южная, западная и северная оштукатуренные стены, а также башня были украшены, подобно вышивке на холсте, красными кирпичными узорами меандра, “елочки”, “городков” и плетения.

В интерьере тройные двухъярусные арки на мраморных колоннах в первом этаже и пучковых, кирпичных на втором поставлены в южной и северной подпружных арках, благодаря чему в интерьере высотно раскрытое пространство главного купола объединено с глубинным. Первоначально храм был расписан фресками, которые погибли во время пожара в 1756 г. Иконостас резной, позолоченный (1798, архитектор А.Яснишин, резчики С. Волощенко и С. Белопольский, живописец М.Мызко), в стиле классицизма. Памятник принадлежит к уникальным произведениям киевской архитектурно-строительной школы древнерусского зодчества первой половины XI в. Он оказал глубокое воздействие на формирование эстетических норм черниговской школы архитектуры XVII-XVIII вв., с характерным для нее гармоничным объединением высотного и глубинного раскрытия внутреннего пространства.

Джерело: Логвин Г.Н. Украина и Молдавия. – М.: Искусство, 1982 г.