1982 г. Украина и Молдавия
Чернигов.
Успенский собор (середина XII в., реставрация 1668-1670) Елецкого монастыря. В плане был трехнефный, шестистолп-ный, трехапсидный, однокупольный, с тремя папертями – южной, северной и западной (не сохранились). Его размеры без притворов и апсид 20 х 24,5 м, с апсидами 20 х 30 м, высота интерьера до зенита купола 25 м. В первом ярусе, в южной части нартекса, находится крещальня с апсидкой, выступающей в неф, на хорах – капелла игумена. Северное и южное членения хор были перекрыты купольными сводами.
Фасады храма были оформлены угловыми лопатками и пилястрами с полуколоннами, позже стесанными и превращенными в крепованные пилястры. На уровне пят закомар и под карнизом первоначального купола проходит декор, состоящий из аркатуры и пояска поребрика. В 1670-х гг. паперти были разобраны, а над центральной апсидой и хорами возвели купола с двухъярусными барочными верхами и такой же верх над древним куполом.
От росписей XII в. сохранились в нартексе фрагменты “Страшного суда”, в апсиде крещальни – “Богоматерь-Оранта”. Собор является наиболее совершенным произведением черниговской школы древнерусской архитектуры периода феодальной раздробленности.
Из Успенского собора происходит ” икона “Елецкая Богоматерь” (XVII в.), которая является копией более древней иконы. Одухотворенное лицо Марии, с добротой и лаской взирающей на зрителя, ее земная красота отвечали новым эстетическим идеалам народных масс. Их понимание красоты нашло яркое выражение в эпитете “неувядаемый цвет”, который получила эта икона.
В Успенском соборе похоронен генеральный обозный – черниговский полковник Василий Дунин-Борковской. Над местом захоронения раньше висел его портрет, написанный на доске. Ктитор собора представлен во весь рост в интерьере комнаты стоящим у стола, покрытого ковром. Он одет в дорогие одежды, в руках держит булаву -знак своего высокого общественного положения. Пристальный взгляд и плотно сжатые губы изобличают ум и энергию этого незаурядного человека.
Джерело: Логвин Г.Н. Украина и Молдавия. – М.: Искусство, 1982 г.