Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Здобудеш Українську державу
або згинеш у боротьбі за неї!

Богдан Хмельницький

?

1967 г. Архитектура левобережной Украины

М. Цапенко

Столь же замечательным памятником группы пятикупольных храмов является Троицкий собор Густынского монастыря (1676 г.). Не будет преувеличением сказать, что этот памятник является одним из лучших произведений украинской архитектуры.

Для изучения истории украинской архитектуры этот ансамбль особенно привлекателен. Все в нем значительно и интересно: и комплекс в целом, и каждое здание в отдельности, и история строительства этих зданий, и связанные с этим архитектурным комплексом выдающиеся имена, и события истории украинского народа.

Основание этого монастыря, так же как и ряда других монастырей Левобережья в XVI в., связано с именем Раины Вишневецкой. Постройки XVI – начала XVII в. не сохранились, ибо они были деревянными. Фундатором дошедших до нас каменных зданий Густынского монастыря был гетман Самойлович. «Летописец о первом зачатии и создании святые обители монастыря Густынского» [Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских, вып. 7-8, 1848] повествует о том, как «начата здати церковь малу… в року 1614… а року 1636… попущением божиим за грехи наши церковь оная божия со всею красою и лептою своею среди белого дня сгоре вся даже до основания… и иные все здания монастырские истощися и сгоре…».

В 1671 г. новая церковь опять сгорела «со всякими украшениями, сиреч з роботою зело прекрасного снецарского и малярского». В 1672 г. был заложен нынешний Троицкий собор.

Этому памятнику присущи многие черты, о которых уже говорилось, поэтому следует остановиться только на тех, которые особенно характерны. В этом здании обобщено все то самобытное и оригинальное, что постепенно развивалось в украинском зодчестве. Крестообразные объемы здания, как и в ряде других случаев, по внешним углам закреплены пристройкой дополнительных объемов, которые скомпонованы с учетом общей пирамидальной композиции. С этой целью они разделены по горизонтали на две части: нижняя – прямоугольная, верхняя – граненая.

Эта граненность присуща всем частям здания. В итоге получилась богатая игра плоскостей.

В решении композиционной задачи большую роль играет форма оконных проемов. Здесь применено восемь типов окон, от самых больших, в выступающих крестообразных объемах, до самых маленьких в верхнем ярусе угловых объемов. Для создания четкого ритма в необходимых случаях рядом с оконными проемами устроены глухие ниши. Оконные проемы и ниши обрамлены висячими полуколонками. Особенно богато обработана восточная абсида; другого подобного примера мы не знаем в украинской архитектуре.

Интерьер здания производит величественное впечатление благодаря устройству трех ярусов ниш в западной, южной и северной сторонах западного притвора. Мы видели, что принцип устройства внутренних ярусных ниш камер в крестообразном здании, по-видимому, впервые применен в нежинском Николаевском соборе. С помощью такого приема решалась прежде всего практическая задача. Это были удобные места для власть имущих, т.е. для казацкой старшины. Ярусное расположение ниш делает интерьер собора в какой-то мере напоминающим театральный зал.

Купола украинских церквей и колоколен в основном имеют сферическую или грушевидную форму. В Густынском соборе применены грушевидные купола. Именно эти очертания куполов придают особое своеобразие украинским памятникам.

Все пять куполов Троицкого собора имеют неправильную форму и различные размеры. Например, диаметр по оси север – юг восточного барабана равен изнутри 5,64 м, а такой же диаметр западного барабана равен 4,59 м, т. е. разница больше одного метра. Южный и северный купола сплющены. Разница диаметров здесь также более одного метра (5,35 и 4,14 м). Объяснить такую значительную неправильность можно только тем, что стены делались слегка наклонными внутрь, как в деревянных зданиях. При сложности объемного решения на значительной высоте без точных измерительных приборов заданные параметры было выдержать трудно.

Переход подпружных арок к барабану в Густынском соборе осуществлен с помощью двухступенчатых парусов. Интересно устройство этих парусов в боковых куполах. Сторона, примыкающая к главному барабану, образует почти прямую линию, поэтому паруса устроены только с этой стороны.

Густынский ансамбль окружен стеной, образующей прямоугольник, близкий к квадрату. В каждой стороне были устроены въездные ворота. В северной стене находятся ворота с Варваринской надвратной церковью. В настоящее время это здание сильно перестроено, особенно южный фасад. Между тем оно привлекает внимание оригинальностью своих форм и пристроенной круглой башней. Северный фасад Варваринской церкви украшен нишами, характерными для Прилукско-Густынской и Батуринско-Максаковской группы памятников. Есть основания предполагать, что это здание было одновременно жилым, оборонным и культовым и является самым древним в ансамбле. Как мы видели, такого рода здание, но более позднее, было в Коропе.

С восточной стороны в монастырь ведут въездные ворота, на которых стоит пятикупольная Петропавловская церковь того же времени, что н Троицкая. Известен еще только один случай подобной композиции – это церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры.

Джерело: Цапенко М. Архитектура левобережной Украины XVII – XVIII веков. – М.: 1967 г., с. 154 – 156.