Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

2008 г. Некоронованные короли «Подольского Версаля»

Дмитрий Антонюк

Дата: 17.09.2008

Несмотря на войны, варварское отношение властей и грабежи, в Украине все еще можно увидеть множество резиденций польской знати. Наверное, самая помпезная из них находится в Тульчине на Виннитчине.

На западе Украины любят исторические обобщения: если в горах есть скалы, значит это скалы Довбуша, если около Каменец-Подольского обнаружены пещеры, будьте уверены, это пещеры Кармелюка, и, наконец, все сохранившиеся дворцы приписывают Потоцким. Понятно, что также были Собанские, Любомирские, Валевские, Мнишеки и т. д., но, действительно, в данном случае народные предания близки к истине – большинство дворцовых комплексов Украины все-таки принадлежало Потоцким.

Тульчин и другие обширные владения на Виннитчине достались Потоцким от дальних родичей Калиновских. Последний бездетный представитель этого рода отписал Тульчин престарелому Станиславу Потоцкому, воеводе Белзскому, в 1726 году. Поскольку он также не имел прямых потомков, то выбирал, кому бы из многочисленных племянников передать огромное наследство.

Как раз кстати из Франции приехал Франтишек Салезий Потоцкий, набравшийся за границей прогрессивных идей. Однако его баснословно богатый дядя был ярым приверженцем старых обычаев, и, как говорили, хотел передать свои богатства только тому из Потоцких, кто чтит старину.

Хитрый Франтишек моментально сменил модный французский камзол на польский кунтуш и в таком виде явился к старому Станиславу. Обыкновенная смена костюма превратила Франтишка Салезий Потоцкого из просто богатого шляхтича в «малого короля на Руси». Еще бы, ведь в его собственности в одночасье оказалось 70 городов, несколько сот сел и 400 тысяч душ подданных!

Во времена Франтишка Потоцкого основной его резиденцией был Кристинополь – ныне Червоноград на Львовщине. Но даже имея такие богатства, он умудрился влезть в долги. Единственный сын вельможи – воевода Русский, Станислав Щенсный Потоцкий – был вынужден уступить Кристинополь Адаму Понинскому в счет уплаты долгов отца и переехал в Тульчин. Здесь в 1781 году он создал одну из величайших по тем временам резиденций, которую современники называли «Подольским Версалем».

Главный дворцовый комплекс состоял из основного, центрального дворца и двух боковых. Длина первого составляла 68 метров, другие – на 12 метров больше. Кроме дворцов, соединенных полукруглыми галереями с зимними садами, в резиденции были, например, «турецкие бани» третьей жены Щенсного Потоцкого – гречанки Софии. В ее честь названы самый красивый украинский парк в Умани – «Софиевка», а также театр, в котором давала оперы и итальянские комедии труппа из крестьян.

Был еще и французский парк с удивительным именем «Хороше». Во дворце, кроме дорогой мебели в стиле Людовиков XV и XVI, собрана еще и богатейшая коллекция картин, среди которых одна из трех копий «Мадонны с младенцем» Рафаэля, ее оригинал находится в Лувре, полотна Тициана, Ван Дейка, Рубенса и Рембрандта.

Станислав Щенсный Потоцкий по мнению его соотечественников одновременно и прославил и обесславил свое имя. Строительство дворца возвеличило магната, а политика сделала предателем в глазах большинства поляков. Именно он был основателем Тарговицкой конфедерации, приведшей Речь Посполитую ко второму разделу между Россией, Пруссией и Австрией и оккупации российскими войсками ее восточных земель, включающих и правобережную Украину.

Но если поляки проклинали тульчинского «короля», то украинцы, наоборот, благословляли. Станислав Щенсный сначала сократил панщину до одного дня, а после и вовсе отменил. Взамен брал с крестьян небольшой оброк.

Как ни странно, несмотря на всю королевскую роскошь, хозяин дворца жил в скромной комнате, по воспоминаниям очевидцев «более напоминавшей келью монаха, нежели покои одного из величайших сановников современности». София Потоцкая также не имела вычурных апартаментов. Она лишь позволила себе величественное ложе, стоявшее на золоченых резных ножках в виде львиных лап.

Однако на приемы гостей и балы семейство Потоцких не скупилось. К примеру, в 1787 году целых три дня в Тульчине гремели салюты и фейерверки, а в дворцовом театре беспрерывно шли спектакли в честь приезда польского короля Станислава Августа Понятовского. Однако почти сразу же после кончины Щенсного тульчинское «королество» перестало существовать.

Упадок тульчинского «королевства» Потоцких начался в 1805 году. Умер воевода Киевский и громадный дворец со всеми сокровищами достался Юрию – старшему сыну Станислава Щенсного от второго брака.

Юрий Потоцкий начал с того, что отменил льготы, которые отец дал местным крестьянам, и возобновил панщину. Но этот шаг никак не помог ему эффективно управлять имением. Совсем скоро он влез в долги, а затем навсегда уехал за границу. Полноправной властительницей Тульчина снова стала гречанка София Потоцкая, все еще сохранявшая следы былой красоты. Она пыталась возродить старые обычаи пышных приемов, но без помощи деятельного мужа у нее это плохо получалось.

София все более уединялась, и в дворце все реже звучала музыка. Но ее сыну Мечиславу как раз не терпелось войти в права наследства. Во время отсутствия матери, не дожидаясь пока она отпишет ему дворец, он самовольно вступил во владение резиденцией и зажил, как ее единоличный хозяин. София вынуждена была переехать в скромное имение, где вскоре тихо умерла. Сын сполна унаследовал от Софии присущую ей в молодости склонность к авантюрам и интригам.

Прошло немного времени после его первой женитьбы, как Мечислав стал виновником громкого скандала. В 1828 году он из Петербурга выкрал в Тульчин красавицу генеральшу Меллер-Закомельскую – фаворитку самого Николая I. Августейшая кара последовала мгновенно: Мечислава Потоцкого сослали в Воронеж. Уже через год он был освобожден, после обещания продать свои земли (и Тульчин) царю. Однако слова своего Потоцкий не сдержал, уехав в Париж.

После возвращения из Франции, Мечислав снова женился, на сей раз на Эмилии Свейковской, но и этот брак оказался недоразумением. Супруга обратилась за помощью к властям, не имея сил терпеть авантюрный, полный адюльтеров способ жизни Мечислава. Его вновь арестовали и сослали в Шлиссельбург. На сей раз изворотливый Потоцкий избавился от тюрьмы, приняв православие и поменяв имя на Михаил. После смерти Николая I он получил разрешение на выезд за пределы империи и обосновался в Париже.

Как ни странно, при всем своем авантюризме, Мечислав имел ясный ум, и большинство своих средств успел переправить во французские банки. Так что бедовать ему на чужбине не пришлось. Тем более после того, как в 1869 году он продал Тульчин своей племяннице Марии Строгановой за 3 миллиона 430 тысяч франков.

Еще во времена ссылок одиозного Мечислава Потоцкого великолепный дворец начал ветшать. За покоями следили «сквозь пальцы», мебель и картины активно продавали и попросту воровали. Формально Потоцкие все еще владели Тульчином, но реально тут хозяйничал российский генерал Платон Абази. Путешественники, видевшие дворец в те годы, вспоминали, что все внутри «в полнейшем запустении, картины и мебель покрыты толстым слоем пыли, столовое серебро и фарфоровые сервизы исчезли».

Дворец ненадолго ожил, пока тут был граф Строганов. В конце концов огромная резиденция перешла «в казну». Чиновники оказались не в состоянии придумать ничего лучшего, как устроить в его залах казино для офицеров, которое просуществовало вплоть до 1917 года. Военные не оставили резиденции Потоцких и после революции – тут разместили воинскую часть. Лишь в 1970 году началась реставрация дворца (продолжающаяся по сей день), но к тому времени уже исчезли «турецкие бани» Софии Потоцкой, театр и великолепный французский парк, который еще в 1920 году видел и описал Павел Тычина.

Сегодня во дворце размещается училище культуры. Из былого убранства осталась лишь парадная лестница, ведущая в актовый зал на втором этаже, где еще сохранилась пара старинных колонн. Если реставраторы не поторопятся, то вскоре исчезнет последняя барельефная группа на фронтоне правого крыла дворца, где еще видны гербы Потоцких и Мнишков. А ведь таких барельефов недавно было четыре…

Кое-что из резиденции можно сегодня увидеть в местном краеведческом музее (работает с 10.00 до 17.00, выходной – воскресенье). Например, мраморную скульптуру любимой собаки Станислава Щенсного, которая когда-то стояла в парке. Наиболее же ценной вещью является оригинал картины французского художника Жака Лампи «Станислав Щенсный Потоцкий с сыновьями». Сейчас он в Винницком художественном музее (открыт с 10.00 до 17.00, выходные – суббота, воскресенье).

Хотя говорить, что кроме дворца в Тульчине от Потоцких ничего не осталось, в корне неверно. Напротив имения возвышается столь же величественный храм Рождества Христова – бывший доминиканский костел, построенный по подобию собора Святого Петра в Риме. В нем сохранилось пышное убранство, из которого более всего поражает купол.

Станислав Щенсный Потоцкий был похоронен именно здесь. Но после того, как царские власти выгнали доминиканцев и превратили костел в церковь, его останки ночью 27 января 1874 года были тайно перенесены в кладбищенскую католическую часовню графом Строгановым. Ее здание сохранилось и находится на той же улице, что и собор. Правда, саркофаг одного из наиболее известных Потоцких пропал вскоре после революции.

Джерело: “Киевские ведомости”