Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

1973 г. Украинские Карпаты

В Ясыне, на южной околице села, где один из холмов выдвигается громадным коленом над Тиссой, возвышается деревянная Вознесенская церковь, построенная, видимо, в XVIII в., которая с рядом стоящей колокольней также XVIII в. составляет очаровательный ансамбль.

Колокольня сооружение простое. Ее функции не сложны: на ней вверху должны висеть колокола. Ее нижний ярус не имеет специального предназначения; в связи с этим его свободное пространство можно использовать как помещение для хранения разного имущества, которое не держат в церкви. Поэтому во многих двухъярусных колокольнях низ делают либо открытым, каркасным, когда нет нужды в кладовой, либо рубленым, закрытым.

В Ясыне массы двухъярусной колокольни скомпонованы с большим совершенством, хорошо найден их ритм и масштаб. Она приземистых пропорций и естественно, будто гриб, вырастает из холма. Чтобы защитить нижнюю часть здания, где расположена комора-кладовая, от дождей, у четырехскатной кровли, которая перекрывает четверик, устроен широкий навес на фигурных кронштейнах. Этот навес одновременно выполняет и архитектурно-художественную задачу, зрительно придавая колокольне устойчивость, усиливая ее связь с окружением. Над четвериком поставлен восьмигранный ярус для звонов. Сопряжение кровли с врезанным в нее восьмигранником очень пластично и выразительно. Завершается звонница шатровым верхом, перепоясанным у основания шатра, увенчанным маленькой маковкой.

О возведении здесь в XVI в. церкви Вознесения рассказывает местная поэтическая легенда. Она повествует о том, что некогда один гуцул из Яремчи по имени Струк пас тут свои стада до поздней осени. Неожиданно выпал глубокий снег, занесло все дороги. Согнав в загон у стогов сена овец и другой скот, пастух ушел домой. Когда весной Струк вернулся к Ясыню, то, к удивлению своему, увидел не только все стадо целым и невредимым, но еще и приплод. В память этого события Струк построил храм, и с того времени здесь начали селиться гуцулы. О том, что в Ясыне в давние времена была церковь, свидетельствуют и сохранившиеся здесь до настоящего времени иконы, относящиеся к XVI в. Но существующая ныне Вознесенская церковь относится к XVIII в. Среди гуцульских крестовых построек она занимает особое место как по строю своих пропорций, так и по силуэту. Если во многих других зданиях этого типа преобладают горизонтальные пропорции, как, например, в церкви Благовещения в Коломые, или вертикальные, как в церкви Рождества богородицы в Ворохте, то в Вознесенском храме в Ясыне чарует удивительная гармония, равновесие между горизонтальными и вертикальными членениями.

Известно, что по понятиям народной эстетики квадрат является наиболее совершенной и благородной формой. Мастер ясынской церкви к основному помещению, квадратному в плане, размером 5,5:5,5 м, с четырех сторон прирубает также квадратные срубы размером 3,5:3,5 м. Эта строгая центрическая композиция плана в известной мере предопределила гармоническую, уравновешенную и строго центрическую композицию масс этого сооружения.

Как и во всех украинских церквах, нижняя часть Вознесенского храма не обшита гонтой или шалевкой. Открытый сруб хорошо защищает низко расположенная широкая кровля опасанья, охватывающая все здание и покоящаяся на фигурных кронштейнах. Коньки двухскатных кровель боковых срубов по высоте доходят до основания центрального шатрового верха, благодаря чему весь массив церкви производит монументальное впечатление.

Храм и колокольня органично и тесно слиты с природой. Ни церковь без окружения, ни ландшафт без нее совершенно немыслимы. В этом и заключается секрет гипнотического очарования этого произведения искусства ясынского гуцульского плотника.

Не менее сильное эмоциональное воздействие производит интерьер Вознесенской церкви, где впечатление приземистости внешнего облика сооружения сменяется ощущением высоты внутреннего пространства. Это достигнуто тем, что низкие боковые помещения как бы сливаются с центральным благодаря полуциркульным аркам-вырезам, сделанным на всю ширину боковых срубов. Арки нарисованы не сухо по циркулю, но рукой художника, легко и свободно. Чтобы кривая не была монотонной, мастер делает у ее основания и по центру по два закручивающихся лепестка крупной формы. Арки-вырезы четко вырисовываются темными силуэтами на фоне освещенных стен среднего помещения. Центральный неф перекрыт восьмигранной баней-куполом; переход от четверика к восьмерику осуществлен здесь при помощи плоских треугольных парусов. Невысокий барочный иконостас XVIII в. с сочной позолоченной резьбой как нельзя лучше гармонирует с шоколадно-коричневыми гладко отесанными рублеными стенами церкви. Пышная резьба украшает его царские врата. Крупные стебли, упруго изгибаясь, образуют на их полотнищах причудливые зазитки и медальоны, в которых изображены «Благовещение» и четыре евангелиста. В апостольском ряду интересна икона «Деисус», где вседержитель написан в ярких цветных одеждах. Среди произведений XVI в., ныне находящихся в этом храме и, вероятно, принадлежащих иконостасу церкви XVI в., заслуживают внимания наивные, оригинальные по живописи иконы «Апостол Петр» и «Апостол Павел». Этому же мастеру принадлежит также и наместная икона «Спас», висящая сейчас на стене нефа. У Христа, как и у апостолов, украинское крестьянское лицо. Икона «Параскева Пятница, с житием», которая находится в северном помещении, принадлежит другому народному художнику. Широко и свободно написана центральная фигура; плоскости ее одежд покрыты локальным цветом, а их складки остро прочерчены только одной линией. Клейма с изображением сцен из жизни Параскевы подкупают яркой декоративностью и наивным чистосердечием. Икона «Вознесение» XVI в., вероятно, первая храмовая икона, созданная еще по заказу легендарного Струка, принадлежит третьему мастеру, тонкому колористу. Она висит рядом с иконой «Параскева Пятница, с житием». И хотя у этого художника не очень искусная рука и есть некоторые погрешности в знании анатомии, это его произведение прекрасно. Все здесь искупает утонченный колорит, который построен на сочетании жемчужно-белых, нежно-охристых, бело-голубых, бледно-зеленых, сиреневых и нежных пепельно-голубых тонов, отлично оркестрованных. [Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. – М.: Искусство, 1973 г., с. 153 – 158].