2010 г. Возвращенная в Украину картина Караваджо пока побудет в милиции
Андрей Ткач, Анастасия Рахманина
Дата: 01.09.2010
Главный милиционер Анатолий Могилев распечатал картину Караваджо в здании МВД на ул. Богомольца, 10.
После возвращения в Украину похищенной работы Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» в МВД заявили, что картина – вещественное доказательство. Следовательно, ее ждет длительная экспертиза, затем реставрация, и только после обвинительного приговора похитителям она сможет вернуться в одесский музей.
Вчера главный милиционер Анатолий Могилев передал картину в Главное следственное управление, которое располагается в здании МВД на ул. Богомольца, 10. Когда в министерстве сняли защитную пленку, даже неспециалисту стало очевидно, что полотно серьезно повреждено. На краску были наклеены несколько светлых полосок. В МВД обещают – работа Караваджо только переночует на Богомольца – в среду полотно должны перевезти в более приспособленное для хранения место.
– Мы консультируемся с сотрудниками Минкульта и определяемся, где будет храниться картина во время искусствоведческой экспертизы на предмет подлинности, а потом и во время реставрационных работ, – сказал «Газете…» Василий Фарыннык, замминистра МВД. – Однозначно, в здании министерства она не останется, у нас просто нет нужных условий для стабильной влажности и температуры. Думаю, уже в среду будет выбран один из киевских музеев с нормальной охраной (пока не знаю какой), и туда переедет Караваджо.
По словам замминистра, перевозить в Одессу картину нет никакого смысла – там нет соответствующих условий для проведения экспертизы и реставрации. Да и уровень охраны вызывает вопросы.
– Искусствоведческая экспертиза – очень длительный процесс: нужно сличить обрывки холста, оставленные в раме, с самой работой. Возможно, будут привлечены заграничные специалисты, хотя в Минкультуры заверили, что мастеров у нас и своих хватает, – говорит Василий Фарыннык. – В Одессу полотно вернется, вероятно, только когда по делу о похищении будет вынесен приговор.
Четверо членов банды музейных воров сейчас под стражей в Украине, трое их подельников до сих пор в Германии и всеми способами пытаются избежать экстрадиции. Немецкие узники применили трюк, который когда-то пробовал провернуть знаменитый аферист, основатель «Элита-Центра» Волконский в Швейцарии.
– Они подали прошение властям Германии, чтобы их признали политическими беженцами, – рассказал «Газете…» по телефону из ФРГ Константин Стогний, главный советник главы МВД. – В частной беседе сотрудники немецкой Генпрокуратуры не сомневаются, что просьба злоумышленников будет отклонена. Тем не менее, нужно соблюсти процедуру рассмотрения их обращений – на это уйдет около двух недель. Потом, если все будет хорошо, может состояться экстрадиция.
«Реставрация может занять три года»
Передачей картины на реставрацию будут заниматься чиновники Министерства культуры: следовательно, они и решат, какому именно реставрационному центру будет поручена эта работа. А пока Минкульт думает, о грядущей реставрации «Газета…» поговорила с директором Киевского музея русского искусства, реставратором Юрием Вакуленко:
– Юрий Евгеньевич, говорят, картина сильно повреждена. Найдутся ли в Украине специалисты, способные провести такую реставрацию?
– У нас прекрасная реставрационная школа, во многом превосходящая европейскую. Так что это, думаю – не проблема.
– Не проблема для киевских специалистов, или Одесский филиал Национального научно-исследовательского реставрационного центра справится?
– Я не знаю сегодняшних мощностей одесского филиала. Но когда я, будучи реставратором, проходил там стажировку, особо выдающихся специалистов не запомнил. Хотя все могло измениться. А вообще, вынужден отметить, что за последние 10-15 лет отрасль сильно упала: «кадры» стареют, а новые не приходят. Но пока еще у нас есть необходимые силы для проведения реставрации высокой сложности.
– Во сколько это может обойтись?
– У государственных реставраторов будет намного дешевле, чем у частных. Хотя, конечно, займет больше времени. В любом случае, это – не огромные деньги: тысяч сто грн. Понятно, что на картине – разрывы, краска осыпалась, но у нас есть все условия, чтобы ее законсервировать, устранить механические повреждения и провести техническую реставрацию. А дальше будет долгое восстановление живописного полотна.
Но мы – наследники школы, восстановившей «Данаю» Рембрандта, обожженную кислотой (в 1985 году сумасшедший посетитель Эрмитажа вылил на картину серную кислоту и успел дважды разрезать ее ножом. – Авт.). Так неужели мы испугаемся картины, которую вырезали и свернули?! Как в хирургии: не думая, что кругом торчат кости, рукава засучил, руки помыл и – вперед.
– В Германии картине сделали первичную консервацию. Это что?
– Когда картину скручивали, складывали, началась активная осыпь красочного слоя. Краску закрепили (это называется «профилактическая заклейка») специальной папиросной бумагой, чтобы она дальше не осыпалась. А потом картину аккуратненько растянут и будут искать каждому кусочку краски свое место.
– Говорят, на эту консервацию потратили 30 тыс. евро…
– (Смеется). Чем мне нравятся наши уважаемые коллеги из Европы – они, извините, «лепят горбатого» направо и налево. Я вам объясню: представьте, если бы они сказали, что потратили 300 евро. Ну кому это интересно? А 30 тыс. – это круто! Почему они не сказали, что 50 (смеется)? Молодцы ребята: не боятся показаться смешными. Или у них реставраторы получают соответствующие гонорары. Тогда это – приятно: нам до таких еще плакать и плакать.
– Сколько времени может занять реставрация?
– Сложно сказать, не видя повреждений. Но, в принципе, если делать тщательно и с учетом, что нет денег (то есть их будут искать, ждать) – года три.
Джерело: “Газета по-киевски”