2012 г. Эксперты: украденная из одесского музея картина Караваджо - подделка
Александр Сибирцев
20 Січ 2012
Полотно “Поцелуй Иуды” или “Взятие Христа под стражу”, украденное 31 июля 2008 года из одесского музея Западного и Восточного искусства и найденное лишь 2 года спустя, в июне 2010 года в Германии, не является авторской копией Караваджо. Этот факт признали украинские эксперты, ранее уповавшие на то, что шедевр принадлежит кисти великого мастера.
Как рассказала нам заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации, где сейчас находится картина, Татьяна Бычко: «Для установления авторства картины мы консультировались со специалистами, ездили в Эрмитаж. Есть все основания утверждать, что эта картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Микеле да Караваджо. Заказчики как оригинала картины кисти Караваджо, так и копии кисти Атилли были родными братьями: Чиаракко и Адсрубале Маттеи.
Картина, украденная из одесского музея, однажды уже реставрировалась в 1954 году в Эрмитаже, в мастерских Грабаря. Поэтому там со всей определенностью утверждают, что это не Караваджо. Эта картина им хорошо знакома. Манера ее написания заметно отличается от манеры Караваджо. Это стало понятно после внимательного исследования рентгеновских снимков. Даже внешне одесская копия «Поцелуя Иуды» смотрится грубее оригинала в Дублине. Во вторых, уже прослежена история картины до того, как она попала в Россию». По словам Татьяны Бычко, автор «одесского» «Поцелуя Иуды» – Джиованни ди Атилли, известен лишь этой работой-копией.
К слову, о том, что одесский «Караваджо» на самом деле копия, уже высказывались эксперты из Германии и Италии. По их мнению, эта картина может стоить от 200 до 500 тыс. евро. Интересно, что даже в милиции до сих пор не знают о настоящей стоимости украденного и вновь найденного полотна. По версии следствия, полотно оценивается в… 900 тыс. гривен. А на различных ведомственных сайтах МВД цена «Взятия Христа под стражу» колеблется от $100 млн до 50 млн евро!
В свою очередь, директор ограбленного музея Владимир Островский по-прежнему придерживается мнения, что украденное полотно – авторская копия Караваджо. «К реставрации «Взятия Христа под стражу» еще не приступали – пока картина находится в статусе вещественного доказательства по делу о краже, – пояснил нам Владимир Иванович. – И по закону над полотном не могут выполняться никакие действия. Но у меня есть надежда, что картину отреставрируют к сентябрю 2012 года. Ведь к нам поступило очень серьезное предложение от крупнейшего музейного центра России – ГНИИ имени Пушкина – выставить полотно на экспозицию работ Караваджо».
Между тем расследование кражи одесского «Караваджо» со временем обрастает томами дела (их в следствии уже более 10-ти) и фигурантами. «По делу проходит уже более 200 человек. Следствием доказано, что воры, укравшие Караваджо, принадлежали к крупной банде похитителей антиквариата», – рассказал нам директор одесского музея Владимир Островский.
А судя по материалам судебных постановлений (находятся в редакции. – Авт.), банда воров, помимо похищений антиквариата из частных собраний киевлян и кражи Караваджо из одесского музея, успела обокрасть Национальный комитет спорта инвалидов Украины. 17 марта 2010 года из офиса инвалидов преступники умудрились похитить компьютеры и оргтехнику ценой 910 тыс. гривен! Всего сумма материального ущерба от деятельности банды воришек (включая картину «Поцелуй Иуды». – Авт.), по мнению следствия, составляет более 3 млн гривен.
По мнению замдиректора Национального НИИ центра реставрации Татьяны Бычко отреставрировать полотно за короткое время невозможно: «Нужно склеить все ниточки холста – воры варварски вырезали картину из подрамника. Нужно соединить полотно с остатками и устранить трещины в полотне».