1986 г. Памятники градостроительства и архитектуры
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР, XVIII- XIX вв. Возведен на месте деревянной церкви, разобранной в 1776 г. Строился с 1776 по 1788 гг. В 1858 г. из-за прогрессирующей деформации сводов верхнего яруса он был перестроен из двухъярусного в одноэтажный. Современный вид храм приобрел после капитальной реконструкции, произведенной в 1882-1892 гг. по проекту архит. М.И. Ловцова. Работы велись в два этапа: в 1882-1885 гг. построена 56-метровая колокольня и реконструирован притвор, в 1888 – 1892 гг. перестроена остальная часть здания. Неоднократные перестройки наложили определенный отпечаток на архитектуру памятника: она отражает элементы разных стилей – классицизма, барокко и ренессанса. Кирпичный, оштукатуренный, крестовый в плане, со слабо развитыми боковыми ветвями и полукруглой выступающей апсидой с востока, одно-купольный, двухсветный, с колокольней, пристроенной под острым углом с запада. Апсида одной высоты с основными объемами собора, перекрыта конхой, с внешней стороны охвачена обходной галереей с полуциркульным сводом. Центральная часть сооружения внутри восьмигранная, перекрыта куполом на высоком круглом барабане, опирающемся на срезанный сомкнутый свод восьмигранника, боковые ветви – сомкнуты сводом.
Притвор четырьмя столбами разделен на три нефа, перекрыт системой сомкнутых и крестовых сводов. Фасады оформлены карнизом, членящим здание на уровне верхних окон на две части, лопатками, раскрепованными по карнизам, пилястрами ионического и коринфского ордеров. Боковые ветви украшают портики со спаренными двухъярусными колоннами, разделенными карнизом. Нижние колонны с капителями коринфского ордера, верхние – ионического. Тимпаны фронтонов покрыты лепкой растительного характера.
Барабан купола с позолоченной яйцевидной главой украшают спаренные коринфские колонны, установленные в пристенках арочных окон, обрамленных наличниками. У основания барабана устроена видовая площадка, огражденная парапетом с балясинами. По углам площадки на тумбах установлены бронзовые трехметровые скульптуры.
Во всей архитектурной композиции главенствует пятиярусная колокольня, имеющая ярко выраженный барочный характер. Нижние два яруса примыкают к притвору, остальные три образуют четырехугольную башню с вогнутыми стенами и пучками колонн коринфского ордера по углам. Все сооружение устремлено ввысь. Это впечатление усиливается сужением каждого верхнего яруса и сильно вытянутыми арочными проемами. Над проемами верхнего яруса установлены часы с курантами. Завершается колокольня позолоченной главой с вытянутой луковичной главкой и четырьмя фигурами на углах. Нижний ярус колокольни – с арочным порталом главного входа и двумя боковыми пристройками с барочными фронтонами. В интерьер через огромную арку притвора хорошо видна взметнувшаяся вверх центральная часть. Обширные плоскости стен и своды покрыты тонкой орнаментальной росписью геометрического характера.
Живопись в интерьере выполняли художники В.Е., Маковский и К.В. Лебедев. Некоторые работы В.Е. Маковского хранятся в Сумском художественном музее. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 11-12].