2010 р. Черновцы: город, который помнит Империю
Григорий Мельничук
Дата: 09.09.2010
Часто приходится слышать, как Черновцы сравнивают со столицей Австрии Веной. Многие не соглашаются, приводя в качестве контраргумента Львов – там, мол, куда больше «обломков империи». Но сами жители города утверждают, что хотя Габсбурги давно покинули эту местность, оставив потомкам город-памятник, здесь все еще помнят и чтут своих бывших правителей – и памятники архитектуры сохранились, и солнечные часы здесь «настроены» на венский часовой пояс. И даже памятник императору Францу-Иосифу поставили.
«Газета…» прошлась по самым интересным местам города и убедилась – хотя до Вены еще далековато, но сам город очень не похож на другие западноукраинские города.
Ворота города и памятник трамваю
«Австрийскость» Черновцов начинается сразу на ж/д вокзале – его выстроили в 1906-1909 годах по проекту архитектора Юлиана Захаревича, в том же стиле, что и спроектированный венскими архитекторами Фельнером и Гельмером городской театр. На высоком куполе – статуя полуобнаженной богини Ириды – вестницы богов, в компании с четырьмя ангелами.
У вокзала гостей города традиционно встречают таксисты – это, кстати, еще одна «фишка» Черновцов. На довольно небольшой город – всего чуть больше 250 тыс. жителей – их очень много, стоянки такси едва ли не на каждом углу, да и цены божеские. Мы же дожидаемся троллейбуса №3 или №5 и отправляемся в отель с родным названием «Киев», отметив про себя, что перед отъездом заглянем и к единственному в Черновцах трамваю – вагону-памятнику в сквере у вокзала.
Трамвай в Черновцах открыли в 1897 году, и так же, как в Киеве, он вначале «штурмовал» главный подъем города – от вокзала к ратуше (перепады высот в городе – 150 метров, так что многие улицы вполне «киевские» по уклонам). Однако развития он, в отличие от Вены-прародительницы, не получил, а в 1967 рельсы и вовсе сняли, отдав город во власть троллейбусов.
И отель, и памятник архитектуры
Черновцы пока не настолько туристический город, как Львов, а потому гостиниц здесь немного и построены они давно. Но если ехать сюда погулять – едва ли не лучшим вариантом окажется отель «Киев» за пару кварталов от Центральной площади (раньше ее называли Рынок, но название не прижилось).
Трехместный номер с балконом над главным входом нам обошелся в 360 грн. Одноместный здесь и вовсе 90, а утром за 25 грн в ресторане можно получить классический завтрак с глазуньей и ветчиной. Само здание построено еще в конце XIX века как отель «Palace» – так и написано гигантскими буквами на фронтоне здания, а название «Киев» осталось с советских времен.
Парк Шевченко и качели влюбленных
В главный городской парк мы отправляемся на все том же троллейбусе № 5. Как гласит табличка, парк заложили в 1830 году, а в 1890-м трудящиеся Черновцов здесь впервые отметили Первое мая. Ухоженные дорожки, огромный парк аттракционов, летние кафе, работающий зеленый театр, увешанный афишами поп-звезд – нечто подобное можно прочесть в воспоминаниях о киевском парке на склонах Днепра.
Парк огорожен забором, то тут, то там – скульптуры разных эпох, и совсем свежие «качели» в виде сердца с надписью «Я тебе кохаю» – все женихи города считают своим долгом покатать на них невесту. Но сам парк темноват, и в нем всего один ресторан, да и тот без летней площадки. А вот обычных пивных кафешек хватает.
Оплот науки в резиденции митрополитов
Возвращаемся немного пешком (заблудиться в Черновцах сложно, практически на каждом перекрестке – указатели с направлениями улиц) и осматриваем костел «Сердце Иисуса» на улице Шевченко. Увы, храм в плачевном состоянии, ныне здесь – областной архив, а часы на башне с выцветшим циферблатом безнадежно остановились. Но даже сейчас видно, что когда-то это было очень величественное здание. Сейчас ведутся разговоры, чтобы вернуть его духовенству.
От костела пробираемся окольными улочками к университету, по дороге осматривая стоящие по-городскому, вплотную друг к другу, одно-двухэтажные домики (даже на окраинах здесь весьма художественно оформлены фасады) и замечая остатки еще австрийской инфраструктуры: старинные столбы электропередач с неимоверным количеством проводов, какие-то ангары с надписями на немецком языке.
Главный комплекс Черновицкого университета строился как резиденция буковинских митрополитов (митрополичью кафедру учредили в 1873 году, а университет был основан в 1875) по проекту чешского архитектора Йозефа Главки, выпускника Венской академии искусств. Комплекс из главного здания, церкви и семинарии строился в 1864-1882 годах и по сей день считается одним из лучших архитектурных ансамблей не только Украины, но и всей Восточной Европы.
Проект был отмечен на Всемирной выставке в Париже, а к строительству привлекались мастера из Вены, Праги и других городов Австро-Венгрии, в самих же Черновцах пришлось открыть два новых кирпичных завода и каменоломни. Сейчас это, наверное, самое популярное среди туристов место города. Если попасть на экскурсию, то вам покажут три зала: Красный, Мраморный и Голубой.
В Красном зале, который раньше был местом заседаний Священного Синода, паркет из красного бука, дуба и липы. А на одной из стен висят огромные венецианские зеркала, которым больше 150 лет. Созданные по старинной технологии, они насчитывают целых пять слоев серебра. Мраморный зал, восстановленный после пожара, сейчас служит актовым залом университета, а Голубой (бывший спортивный) приспособили под хозяйственные нужды, и он среди остальных выглядит достаточно обыденно.
Церковь при бывшей резиденции буковинских митрополитов и сейчас действующая.
Некрополь буковинского «Вавилона»
После университета мы отправляемся в противоположный конец города – осмотреть кладбище на улице Зеленой, имеющее статус музея-заповедника, как Лычаковское во Львове и Лукьяновское в Киеве. Для этого садимся на старинный, округлый троллейбус 4-го маршрута – в Киеве таких нет уж лет 15. Раритетный транспорт, как корабль, проплывает мимо старинных зданий и вполне компенсирует отсутствие трамвая. И что характерно – даже проехав весь город «насквозь», мы не увидели ни одной «хрущевки» или «сталинки».
Главное отличие кладбища на Зеленой от своих «коллег» во Львове и Киеве – здесь очень мало деревьев, и главными в обзоре становятся вычурные памятники со скульптурами, склепы… Почти все надписи – на латинице, во времена Австро-Венгрии основным языком в городе был немецкий, хотя самих немцев было немного: украинцы, поляки, евреи, румыны. Город на востоке империи напоминал Вавилон: даже чтобы устроиться в полицию, нужно было знать минимум три языка.
Вторая мировая пощадила архитектуру, но от былой черновицкой интеллигенции и уникального и всегда мирного сосуществования многих наций почти не осталось следа – переселения, расстрелы. Теперь элита буковинского «Вавилона» покоится здесь, на Зеленой. Через дорогу от мультинационального кладбища – старинное еврейское.
Покосившиеся, выстроившиеся очень близко друг к другу надмогильные памятники напоминают окаменевший строй солдат, у входа – заброшенное здание синагоги с огромным куполом. Что-то здесь пытаются ремонтировать, выстроили Стену памяти из разбитых памятников, но от еврейской общины в Черновцах тоже мало что осталось.
Трубач на крыше
С кладбища в центр мы идем пешком по улице Русской, мимо одного шумного рынка, понемногу возвращаясь в наше время. Улочка, по киевским меркам, шириной с переулок, однако здесь – двустороннее движение троллейбусов, и пробок мы не увидели. По дороге заглядываем на улице Сагайдачного к самым старым в городе церкви и синагоге и устремляемся в центр к Ратуше. Первый камень в здание ратуши (а заодно и свитки посланий к потомкам и монеты) заложили в 1843 году.
Изначально здание строилось по разработанному в Вене типовому проекту, однако уже при строительстве добавили третий этаж. Ратуша имеет двое часов: одни – традиционно на башне, другие – на фронтоне здания, подаренные мэром города Антоном Кохановским (1817-1906), управлявшим городом целых 26 лет.
Здание во все времена служило офисом городских властей, а башня служила и пожарной каланчой. С 2004 года в полдень на балкон башни выходит трубач и исполняет на все стороны света мелодию «Там, на тому боці, там живе Марічка…». «Справа от ратуши – здание бывшей сберегательной кассы, на фронтоне которого сохранилась изумительная фреска, изображающая «Семью австро-венгерских народов».
Пешеходная улица во власти невест
От самой ратуши в сторону отходит единственная в городе пешеходная улица – Ольги Кобылянской. Впрочем, это не псевдопешеходный Андреевский спуск – здесь действительно нет машин, множество лавочек и летних террас кофеен. Впрочем, главный вид общепита здесь – пиццерии – едва ли не на каждом углу.
Примерно в середине улицы – городской ЗАГС, у которого стоит роскошная кованая металлическая карета – неизменное место для фотосессий новобрачных. А в вечернее время улица Ольги Кобылянской становится местом променада для невест будущих – небольшие компании девушек встречаются здесь едва ли не на каждой лавочке. Здесь же можно приобрести и небольшие букетики – у цветочницы в классическом одеянии.
С улицы Ольги Кобылянской мы сворачиваем на параллельную улицу Украинскую и устремляемся к Турецкой площади – самой современной в Черновцах. По дороге осматриваем бывшую армянскую церковь – теперь там дом органной музыки – и вновь «типовую застройку» города – малоэтажные особняки и доходные дома. Несколько минут – и мы уже на Турецкой площади.
Здесь еще в доавстрийские времена турки построили колодец. А к 600-летию города, кстати, силами турецких работников, площадь преобразилась: мост над улицей Турецкой, откуда открывается панорама на другой берег реки Прут, работающие цветочные часы, гигантский велосипед… И тот самый колодец-бювет – теперь здесь снова можно набрать питьевую воду.
Дом-корабль и часы с венским временем
На конец экскурсии мы оставили самые красивые здания Черновцов. На развилке улицы Главной и Шолом-Алейхема в конце XIX века один местный торговец выстроил дом-корабль – с выходящими на обе улицы фасадами-палубами и огромным балконом на «носу». По местной легенде, он был моряком, и хоть старость решил прожить в Черновцах, не смог без «корабля».
А рядом – костел Воздвижения Святого Креста с башней. На нем мы нашли едва ли не самый символичный след Габсбургов – солнечные часы, которые даже сейчас показывают именно венское время, на час меньше, чем наше, киевское. Дальше – площадь Филармонии с великолепным зданием отеля «Бристоль», где до сих пор живут студенты (общежитие все собираются переселить, да не выходит), и еще один ансамбль: огромная Театральная площадь – яркий пример того, как раньше грамотно относились к застройке.
Солнечные часы на Костеле Воздвижения Святого Креста на самом деле показывают венское, а не киевское время, причем довольно точно.
После открытия театра выдающимися архитекторами венской фирмы Фельнера и Гельмера (которые возводили театры в Вене и Одессе) площадь стали активно застраивать, и вскоре стало понятно, что театр буквально «теряется» среди новостроек. Вот тогда-то площадь перед театром превратили в красивый сквер, для чего срыли несколько метров грунта, чтобы визуально поднять здание Оперы.
Как результат – театр снова стал архитектурным центром площади. Хотя сейчас перед ним установили памятник Ольге Кобылянской, который там не совсем к месту, как, например, и бюст Шевченко на фронтоне Киевской оперы – они кажутся непропорционально большими.
Джерело: “Газета по-киевски”