Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Врубелевские ли это драконы?

Дмитрий Антонюк

Дата: 14.01.2009

Не так уж много в Украине дворцово-парковых комплексов, почти без потерь переживших пожары революций, смены власти и сражения мировых войн. Например, в Тростянце, что на Черниговщине, от шикарного дворца Скоропадских нет и следа – сожгли селяне в 1918 году, – зато уцелел один из лучших в стране парков. А в Червонограде (Львовская область) глаз радует дворец Потоцких, но его соседу парку не удалось пережить хозяйственных фашистских лесорубов.

Село Самчики Хмельницкой области (Староконстантиновский район) – приятное, но, к сожалению, весьма редкое исключение. Находится оно неподалеку от Житомирской области, на трассе на Хмельницкий и Черновцы. От дороги в Самчиках будет поворот направо (спросить больницу). А через километр – дворец. Петлять по зимним сельским рытвинам не придется.

Китайская пагода в хмельницкой глубинке

Возможно, именно по проекту архитектора Якуба Кубицкого (автора Бельведерского дворца и реконструкции королевского замка в Варшаве) в Самчиках появилось это небольшое чудо в стиле классицизма. Предыдущие владельцы села, Хоецкие, возвели здесь скромный «палацик» в 1725 году. Но новому властителю здешних мест, – Гайсинскому старосте Петру Чечелю, привыкшему жить на широкую ногу, – этого было явно мало. Не станешь же устраивать балы и приемы в залах, где и каких-то сто человек с трудом разместятся. Поэтому и был выписан модный варшавский архитектор.

Дворец украсили белокаменные колонны. Портик со стороны озера дополнили аллегорическим гербом с рыцарскими доспехами и оружием, а его собрата со стороны парка увенчали большими барельефами богинь Помоны – покровительницы садов, и Цецеры – патронессы урожая. Интерьер составили просторные, но вместе с тем уютные залы. Большой (Красный) выполнял функции столовой. Его украсили печью и камином из темного мрамора.

Римский зал поделили тосканскими колоннами, поддерживающими балку, покрытую лепкой древнеримского оружия. Круглый (Голубой) зал накрыли куполом с лепными орлами, готовящимися взлететь. На фризе Зеленого зала поместили головы мифических красавиц, а межоконное пространство заполнили росписями по мотивам легенды о роге изобилия. Неподалеку от дворца возвели невиданный в здешних местах Китайский павильон, обьединивший готический стиль с архитектурными традициями восточных пагод.

Почти сто лет спустя изюминкой дворца стал Японский кабинет, выполненный в самурайском стиле Эдо. Некоторые специалисты утверждают, что яркие хризантемы, дерущиеся драконы и поющие птицы принадлежат кисти Михаила Врубеля. Наконец, при въезде гостей встречал улыбающийся лев, которого сменял его грустный двойник, провожающий тех, кто покидал гостеприимных Чечелей.

Самое удивительное, что почти все это сохранилось до наших дней. Разве что ценный паркет из залов да старинную мебель разграбили еще в 20-е годы прошлого века, а львов перенесли ко входу во дворец.

Дворцовое общежитие

И селяне, и советская власть на удивление мягко обошлись с наследием «тиранов народа» – дворец заселили бедными семьями, которые установили уродливые фанерные перегородки в некогда блиставших архитектурными изысками залах. Батракам было не до красот романтизма. В Японском кабинете разместили бухгалтерию областной научно-исследовательской сельскохозяйственной станции и закрасили удивительные желтые хризантемы в нижней его части. Верхнюю, с уникальным куполом не посмели трогать. Так и сводили дебет с кредитом на фоне грозных врубелевских самураев.

Статую Будды из Китайского павильона зачем-то утопили в озере. Зато перед дворцом установили бюст Ильича. Когда на него упала ель, установили еще один. Когда и на его копию, по удивительной случайности, обрушилась вторая старая ель с противоположной стороны аллеи, отдали приказ вырубить «контрреволюционные» деревья. Понятно, что небольшой дворцовый костел мозолил глаза идеологам марксизма-ленинизма и его разобрали, но вот чем досадили пролетариям старинные оранжереи – остается загадкой.

Зато почти нетронутым остался грандиозный парк – его автор выдающийся пейзажный архитектор Дионисий Миклер. Его творения можно также увидеть в соседних Илляшовке и Ладыгах, где тоже сохранились дворцово-парковые комплексы.

На громадной территории Самчицкого парка (16,6 га) растут 160 видов кустов и деревьев, в том числе реликтовые и экзотические. Парк сегодня – это комбинация регулярного английского и «классицисткого», французского стилей. Кстати, кроме дворца и парка в Самчиках есть каменная церковь Параскевы Пятницы 1772 года с колокольней. В ней, также как и в дворцовых залах, сохранились росписи, но, конечно, гораздо скромнее творений придворных польских скульпторов и классиков русской живописи.

Джерело: “Киевские ведомости”