Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Архангелы Михаилы, на первый-второй рассчитайсь!

Михаил Кальницкий

Дата: 02.04.2009

Недавно было обнародовано предложение рабочей группы по созданию нового варианта герба и флага столицы. Киевсовет, впрочем, еще не сказал своего веского слова, так что покамест мы с вами живем с прежней эмблемой по рисунку Юрия Соломинского, введенной при мэре Омельченко.

Но вернемся на несколько столетий назад. В те времена, когда те или иные фигуры были официальными символами города, их старались запечатлевать не только на штампах или казенных бланках. Некоторые оказались выполненными в долговечном материале. По сей день они сохраняются на прежних местах, передавая нам привет из своей эпохи.

Архангел Михаил – агрессивный и не очень

Геральдический знак «матери городов русских» – архангела Михаила – можно увидеть на чугунном пьедестале памятника князю Владимиру. Во второй половине XVII века архистратиг с мечом и щитом в лазоревом поле утвердился в качестве регионального символа Киевщины. А в 1782 году его приняли уже как городской герб. Причем меч крылатого воителя был поднят. Однако на памятнике Владимиру, открытом в 1853-м, этот меч все-таки опущен.

Трудно понять такую «самодеятельность» скульпторов. Считается, что поднятый меч символизирует агрессивность, готовность напасть. Или же ваятели не придавали никакого значения нюансам положения геральдической фигуры, преследуя чисто декоративные цели?

[Опущений меч в геральдиці – знак переможеного, і про це всі добре знають, окрім автора статті. Михаїл з мечем, опущеним долу – це герб Київського воєводства у складі Речі Посполитої, який означає панування поляків над переможеним містом. М.Жарких, 3.04.2009 р.]

Покровитель промышленности и торговли

Бурное строительство в Киеве на рубеже XIX-XX столетий было тесно связано с успехами промышленности и торговли. Развитие сахарной промышленности привлекало все более мощные денежные потоки в Юго-Западный регион Российской империи, который составляли Киевская, Подольская и Волынская губернии. Одной из «визитных карточек» регионального центра стало новое здание Киевской конторы Государственного банка (нынешний Нацбанк) на Институтской улице, построенное в 1902-1905 годах. Среди его богатого скульптурного оформления можно разглядеть и геральдические символы.

Так, левее главного входа над вторым этажом помещены пять щитов. Три из них увенчаны царскими коронами. Это – гербы Киевской (в центре), Подольской (слева) и Волынской (справа) губерний. Еще на двух щитах видим условные обозначения торговли и промышленности. Симметрично, справа от входа, – подобные знаки сельского хозяйства и транспорта. В 1934 году здание банка было удачно надстроено с сохранением прежнего декора, и старые гербы, в том числе и киевский архистратиг, благополучно дожили до нашего времени.

Меньше повезло архангелу Михаилу на фасаде известнейшего дореволюционного торгового центра – Бессарабского крытого рынка, построенного в 1912-м. «Газета…» уже рассказывала о том, что существующий поныне над громадным полукруглым окном щит среди лепного орнамента первоначально был украшен городским гербом. Он сохранялся до 1930-х годов, но затем «несозвучную эпохе» фигуру архангела убрали. Если пофантазировать, можно предположить, что цивилизованная торговля в Киеве не наладится до тех пор, пока на Бессарабском рынке не восстановят святого Михаила.

Цветок каштана над мостом

Советская власть довольно долго вообще не нуждалась в гербе Киева. Но после того, как столица УССР стала Городом-героем, решили все же дать ей новую эмблему. По результатам конкурса победу одержал проект Флориана Юрьева и Бориса Довганя. В центре нового герба, принятого в 1969 году, оказалась цветущая ветка киевского каштана, наложенная на старинный лук. Сверху на щите поместили серп и молот, снизу – Золотую звезду.

Этот символ без малого четверть века можно было видеть в разных уголках города. Едва ли не самое громадное его изображение увенчало величественный пилон Московского моста, открытого в 1976 году. Оно доныне остается здесь – «соскрести» его оттуда технически не так просто. И, собственно говоря, нужно ли это делать? Что ни говори, а Московский мост – памятник вполне конкретной эпохе нашей с вами истории.

Первый из обновленных

Советский герб формально оставался действующим вплоть до 1995 года. А затем депутаты Киевсовета постановили вернуться к историческому геральдическому образу. И столичный герб снова украсил архистратиг Михаил. Первое начертание обновленной эмблемы разработал при мэре Леониде Косаковском архитектор Георгий Куровский – бывший главный художник города. Какое-то время этот вариант герба украшал вход в здание Киевсовета. Однако после «ревизии» нашего символа, при мэрстве Александра Омельченко, его сняли.

Впрочем, в интерьере зала Киевсовета точно такой же гербовый знак висит до сих пор. Хотя проникнуть внутрь мэрии и увидеть его не так просто.

Зато каждый может увидеть еще один герб «по Куровскому» в нескольких сотнях метров от Киевсовета. Он появился на фасаде Национальной филармонии на Европейской площади, в начале Владимирского спуска, когда здание реставрировали и вернули ему прежнюю красоту. Над гербовым щитом здесь даже помещена так называемая «башенная», или «городская», корона о трех зубцах.

А стрелы чьи?

Во время памятной реконструкции Майдана над фундаментами старинных Печерских ворот поставили имитацию въездной арки. На нее, растопырив крылышки и взмахнув мечом, вспорхнул все тот же архангел Михаил. А под ним на арке изобразили некий герб – лук со стрелами, сложенными в «андреевский крест». Что это за символ и зачем он здесь помещен? Может быть, создатели этой арки вообразили, будто бы тем самым «возродили» старинный символ киевского городского самоуправления – лук-самострел?

Но на самом деле они невзначай воспроизвели… герб стародубского полковника Михаила Миклашевского. Точно такой геральдический знак находится на фасаде трапезной Выдубицкого монастыря, в пользу которого Миклашевский сделал щедрые пожертвования. К Печерским воротам, однако, он не имел решительно никакого отношения: подлинная арка на этом месте, которую имитирует нынешняя, была сооружена спустя полвека после смерти полковника.

Джерело: “Газета по-киевски”