2009 г. Строй, где хочешь. Уплачено
Михаил Кальницкий
Дата: 31.07.2009
Ширится число строительных объектов, с которыми связаны шумные акции гражданского сопротивления. Не так давно была «заторможена» новостройка на Пейзажной аллее. Стычки протестующих с охранниками происходили на Шелковичной в тылу Центральной больницы, на Ивана Мазепы, 11-а и т.д. Что стоит за этими событиями?
Под контролем общественности
…Буквально на днях незаметно миновала одна юбилейная дата. Тридцать лет назад, 16 июля 1979 года, впервые был принят комплексный документ, регулирующий застройку старой части города. Среди специалистов он был хорошо известен как «920-е решение». Именно под № 920 горисполком столицы УССР выпустил документ под названием «Про уточнення меж історико-культурних заповідників і зон охорони пам’яток історії та культури в м. Києві».
В чем состояла важная новизна этого решения? Раньше под охраной пребывали отдельные, взятые на учет, сооружения. Лишь наиболее значительные комплексы, вроде Лавры, считались заповедными зонами. Теперь же, в дополнение к заповедникам, в городе были выделены обширные пространства, подлежащие контролю.
Основные исторические территории Верхнего города, Липок, Печерска, Подола, Нового Строения стали архитектурными охранными зонами, к ним примыкали зоны регулирования первой, второй, третьей категории, зона охраняемого ландшафта. Границы каждой зоны были четко расписаны. Фактически на всем пространстве от Телички до Куреневки застройка в той или иной степени подлежала регулированию на основании обстоятельного регламента.
Важнейшая роль в этом деле была отведена общественности. Ни одно строительство в исторических зонах не могло проводиться без согласования проекта с городской организацией Общества охраны памятников. Причем, к примеру, для зон регулирования застройки визу Общества надлежало получить до выхода на градостроительный совет. А для архитектурных охранных зон – еще до отвода земельного участка!
Конечно, в тогдашней системе Общество охраны памятников имело вес поболее, нежели сейчас. За счет «добровольно-принудительных» членских взносов оно располагало изрядными средствами. В то же время городская организация Общества объединяла ведущие научные и творческие силы, ратовавшие за сохранение киевской старины, – известнейших историков, археологов, искусствоведов, архитекторов, инженеров, реставраторов… И в дальнейшем при помощи 920-го решения они многого добивались, отводя дамоклов меч необдуманного строительства от исторических улиц и площадей.
Заповедник? Ну и что? Зато доход какой!
Казалось бы, в столице независимой Украины станут еще более тщательно сохранять наследие прошлого. Однако чем дальше, тем больше погоду в этом деле начал делать бизнес. Приманкой для застройщиков стали громадные прибыли с новостроек. Расценки на квадратные метры в исторических кварталах Киева были особенно высоки. А ограничительные правила мешали любителям наживы.
Вместе с тем, власти продолжали провозглашать декларации о защите исторических ценностей. Просто так взять и отменить 920-е решение казалось не вполне удобным. Поэтому его… откорректировали. Нашелся подходящий повод: изменение названий многих улиц, по которым проходили границы охранных зон. В новом распоряжении КГГА – № 979 за 2002 год – зоны эти, по сути, сохранили прежний статус, число заповедников даже возросло.
Зато по сравнению с 920-м решением изменился порядок согласования. Право визировать проекты оставили за чиновниками из управления охраны памятников при горадминистрации. А Общество охраны памятников (давно утратившее свои немалые доходы и, соответственно, влияние) может теперь разве что пообсуждать замыслы градостроителей…
После того, как решение судьбы наших реликвий переместилось с общественной трибуны в казенные кабинеты, судьба эта стала плачевной. Вроде бы на словах чиновники-охранители ведут за бюджетные средства кипучую работу, составляют списки и паспорта охраняемых объектов, готовят публикацию за публикацией… Это ведомство любит также козырять разнообразными «воссозданиями» (в которых, к слову, крутятся немалые денежки). Но при этом всякий видит невооруженным взглядом, как в охраняемых зонах исчезают памятники старины, а новостройки непоправимо искажают ландшафт.
За большие деньги – любой каприз
По сути, делается буквально все для того, чтобы обладатель больших денег мог выполнить любой свой каприз, невзирая ни на какие охранительные требования. Строитель небоскреба за соответствующую мзду может даже заручиться официальным документом (так называемым «обоснованием»), что этот самый небоскреб не представляет никакой опасности для исторической среды.
В последнее время, когда параллельно действуют Государственная служба охраны культурного наследия при Минкульте (руководитель Николай Кучерук) и Главное управление охраны культурного наследия при КГГА (руководитель Руслан Кухаренко), у чиновников есть прекрасная возможность для маневра. Один начальник кивает на другого, концов не найдешь. А памятники гибнут!
К примеру, прошлым летом «Газета…» писала о том, как застройщики беззаконно смахнули с лица земли старинное здание гимназии по улице Резницкой, в которой училась великая актриса Алла Тарасова. Понесли ли наказание виновные? Смешной вопрос! И теперь на Печерске расчищено место для очередного небоскреба…
«Суд Линча» – против беззакония
Так же, как и в деле защиты рядовых граждан от «мажоров» за рулем, толстосумы и чиновники фактически вступили в сговор против нас с вами. Первые для своего удовольствия готовы нарушать любые правила – вторые находят средства избавить нарушителей от ответственности.
Когда заходит речь о безнаказанном разбое «беспредельщиков» в иномарках на городских улицах, люди видят, что справедливости у официальных властей здесь не добьешься. Чем дальше, тем громче звучат разговоры о «суде Линча» над зарвавшимися нарушителями. Конечно, нормальному человеку странно об этом слышать. Однако число пострадавших от произвола растет, а терпение общества не беспредельно.
И можно сказать, что в области защиты исторической среды нашей столицы это терпение уже лопается. Сотни, тысячи киевлян не в силах больше спокойно смотреть, как кто-то наживается на искажении облика города. Пускай заказчики кричат о законности своих прав, потрясают бумагами с печатями, – достаточно ознакомиться с нормами строительства в охранных зонах, чтобы убедиться в лукавстве чиновников, которые эти бумаги подписывают!
Так что иным дельцам стоило бы призадуматься. Надо ли нарываться на массовое сопротивление общественности – или же стоит умерить свои аппетиты, строго придерживаясь законных нормативов?
Как должно быть
Из «Статуса историко-культурных заповедников и зон охраны памятников истории и культуры на территории г. Киева» (согласно распоряжению КГГА № 979, 2002 г.):
«Поряд із пам’ятками історії та культури при проектуванні зберігається історична планувальна структура, цінний природний ландшафт, видові точки і зони, звідки розкриваються види на пам’ятки і їх комплекси.
В архітектурних охоронних зонах зберігається стара планувальна структура та історична забудова. Дозволяється будівництво лише особливо важливих споруд за індивідуальними проектами, що регламентуються по висоті з врахуванням архітектурної та масштабної ув’язки з існуючою забудовою і загальним силуетом міста.
В межах зон регулювання забудови повинен бути врахований композиційний характер традиційного історичного середовища… В зонах регулювання забудови допускається нове будівництво із збереженням основних прийомів, характерних для історичної забудови традиційного історичного середовища пам’яток: регламентація висоти, розміру, будівельних матеріалів і оздоблення фасадів будинків чи споруд, їх пластика, кольорове вирішення, характер покрівель та інше архітектурно-художнє вирішення».