Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш
ворогів твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

Оставившие следы в довоенной обители

После митрополита Агафангела настоятелей из солнечной Греции больше не было. В дальнейшем монастырем управляли только русские архимандриты: Геронтий (1854-1860), Никон (1860-1867), Агапит (1867-1872), Михаил (1872-1877), Антоний (1877-1883), Ювеналий (1883-1887), игумен Иоанн (1887-1 889), архимандрит Серафим (1889- 1890), а с ноября 1 890 года – игумен Никандр, при котором обитель отпраздновала свое тысячелетие.

Своим духовным величием, покоем и древними корнями Свято-Георгиевская обитель притягивала немало паломников.

На протяжении многих веков Георгиевским монастырем восхищались, воздавая хвалу Господу, множество знаменитых историков, поэтов, писателей, живописцев…

В 1820 году монастырь воспел А.С. Пушкин, гостивший здесь с другом Раевским. “Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление” (А.С. Пушкин). Писал поэт и о языческом храме богини Дианы, развалины которого он еще застал. “Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы”. Эта тема настолько взволновала Александра Сергеевича, что в своем послании “Чаадаеву” он писал:

К чему холодные сомненья?

Я верю: здесь был грозный храм,

Где крови жаждущим богам

Дымились жертвоприношенья.

У входа в храм путешественники, видимо, прочли надпись на белой мраморной доске:

“Создан храм сей, во имя Великомученика и Победоносца Георгия, протекцией и благодеяниями князя Александра Николаевича Голицына, с помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных Христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа, 1810 года”.

Спустя сто шестьдесят лет, 5 сентября 1983 года, на территории, принадлежавшей ранее Георгиевскому монастырю, был установлен памятник А.С. Пушкину. Находится он над монастырем, рядом с Крестовоздвиженским храмом на территории воинской части.

В 1825 году Георгиевскую обитель посетил А.С. Грибоедов. Уже тогда о монастыре ходило большое количество рассказов и легенд. Немало было издано описаний обители и чудесной природы, ее окружающей. Поэтому, осмотрев монастырь, писатель оставил свои впечатления: “Внезапности для меня нет, потому что слишком часто описано (также, как и Байдарская долина, если бы безымянная, она бы мне более понравилась, слишком прославленная)”.

Познакомившись с достопримечательностями монастыря, Александр Сергеевич спустился к морю и искупался в холодной, как лед, воде. Далее, побеседовав с настоятелем, писатель отправился в Севастополь.

Позднее Грибоедов писал о Крыме: “Крым – удивительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий”. Мало кто не согласится с тем, что Георгиевский монастырь является одной из лучших, древних и таинственных зал этого “естественного музея”. И эта “зала” лежит драгоценнейшей жемчужиной в столь обширной и многочисленной православной сокровищнице – полуострове Крым.

10-го сентября 1837 года монастырь посетил император Николай I с супругой Александрой Федоровной, наследником Александром Николаевичем и великой княжной. Состояние обители настолько впечатлило государя, что спустя 20 дней он пожаловал настоятелю митрополиту Агафангелу панагию с драгоценными камнями.

Спустя месяц Георгиевскую обитель обозрела великая княгиня Елена Павловна.

Господь никогда не оставлял древнюю обитель и регулярно приводил в нее жертвователей-щедродавцев, странников-молитвенников и различных помощников. Так, в октябре 1846 года карасубазарский купец Иаков Гущин со своими сыновьями облагородил источник св. Георгия. Источник был построен в 1816 году, в основании подпорной стены, греком Иоакимом Панаиоти. Теперь инокам и молящимся странникам предстала неумолчно журчащая струя хрустальной воды в изумительной новой оправе из серо-зеленого гранита. А над источником – вмонтированное мраморное изображение св. Георгия Победоносца.

И сегодня мы можем видеть возле источника сохранившуюся памятную доску, говорящую нам о благодеяниях купца . Вот только хрустально-чистой водицы уже не отведать. Тому виной служит канализация, неумело проложенная через территорию монастыря в дни советской власти, быстро пришедшая в негодность и засорившая источник воды и весь склон.

Обители регулярно помогал находившийся по соседству Балаклавский греческий батальон, выполняя строительные работы и назначая в обитель караульных солдат. Настоятели же монастыря, по их просьбе, направляли в батальон священников.

Основной вклад в расширение земельных владений монастыря внесли греки. Начало сему положил, поступающий в монастырь грек, позднее ставший иеромонахом Калинником. Он пожертвовал 44 десятины земли и хутор. Покидая Крым, греки подарили обители 60 десятин земли. Позднее монастырь получил 240 десятин от 1 -го командира греческого батальона полковника Цапония. Остальную землю пожертвовали адмирал Ф.Ф. Ушаков и вице-адмирал Пустошкин.

В общей сложности, монастырю принадлежало около 1000 гектаров земли.

В 1850 году Георгиевский монастырь возвели на степень первоклассного монастыря (со степени 3-го класса). С каждым годом паломников в обитель приходило все больше, ив 1851 году для них построили новую гостиницу, а для офицеров Черноморского флота – флигеля.

Но недолго текла мирная, спокойная жизнь для достопочтенных иноков и благочестивых паломников. Тишину обители оборвала Крымская война.