Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пам’ятай про великі дні наших Визвольних змагань

Богдан Хмельницький

?

Праздник

Четырнадцатого сентября 1891 года в Свято-Георгиевском монастыре состоялось торжественное богослужение, которое возглавил епископ Симферопольский и Таврический Мартиниан. Стечение богомольцев на юбилейное торжество было громадное. Все мало-мальски крытые помещения монастыря были превращены во временные жилища, а в монастырской трапезной ежедневно обедали сотни гостей и прихожан. Движимые патриотизмом десять севастопольских купцов даже обратились к своим коллегам с письмом “Мы христиане”, призвав их в этот день “закрыть магазины, чтобы больше людей посетило юбилейные торжества”. Погода в те дни была восхитительна.

Празднование началось заупокойным молением о подвижниках, отцах и братиях, трудившихся в обители в продолжение ее десятивекового существования. Молились и об упокоении воинов, павших в дни Крымской кампании, когда и Георгиевскому монастырю пришлось испытать двухгодичное пленение.

Около полудня к обители подошел крестный ход с чудотворной иконой святого Георгия Победоносца, принесенной из города Мариуполя. Преосвященный Мартиниан благословенно принял икону и перенес ее в Крестовоздвиженскую церковь, в которой находилась и другая, доставленная к этому дню, святыня – ковчежец с частицей мощей равноапостольного князя Владимира.

На следующий день, после Божественной литургии, отслуженной по случаю праздника во всех храмах монастыря, начался крестный ход вокруг обители. Это был единственный в своем роде крестный ход вокруг Георгиевского монастыря. Приходилось спускаться по крутым уступам и идти по краям глубоких пропастей, со дна которых глухо доносился шум морского прибоя. Море в этот день затихло, словно не хотело нарушать своим плеском благословенной тишины, среди которой раздавалось чудное пение “Спаси, Господи, люди Твоя…”. Мощно пел архиерейский хор, и далеко по скалам разносилось это пение.

В процессе крестного хода было совершено водосвятие на источнике святого Георгия. После этого епископ Мартиниан возвратился в Крестовоздвиженскую церковь, а крестный ход во главе с ректором семинарии о. Иоанном Знаменским спустился к берегу моря. Сев в лодки, верующие поплыли к таинственному острову, на котором 1000 лет назад явился святой Георгий. Там они отслужили молебен и двинулись в обратный путь, продолжая петь праздничные тропари даже в лодках. Этот “водяной” крестный ход производил чарующее впечатление.

По окончании крестного хода в покоях настоятеля была предложена трапеза для высшего духовенства и почетных гостей. Во время трапезы было произнесено несколько речей, из которых более привлекает внимание речь министра внутренних дел, тайного советника Е.В. Богдановича: “Достопочтенное юбилейное собрание! Случайный гость на этом исторически-религиозном празднестве, я не могу воздержаться, чтобы не высказать в нескольких словах то, чем в настоящую минуту преисполнены мой дух и сердце. Среди этой чарующей волшебной природы, под небом роскошного Юга, на скалистом берегу, омываемом вечно шумящими волнами Черного моря, совершается памятование дивного, божественного чуда.

Здесь, на этой скале, десять веков назад, святой Георгий Победоносец среди страшной морской бури явился греческим мореплавателям, погибавшим в волнах бушующего моря, чтобы спасти их от неминуемой гибели. Чудо тогда же послужило основанием сей древнейшей обители, празднующей ныне тысячелетие своей подвижнической жизни. Празднество это является не для одной Тавриды, а для всей необъятной Руси праздником, торжеством из торжеств!

Здесь каждая пядь земли служит для нашего Православия драгоценным напоминанием глубокой старины. Местность эту освятил своею проповедью апостол Андрей Первозванный; два века спустя здесь поучал Христовой вере епископ Василий, принявший здесь же мученичество за свою проповедь; сюда же со своими дружинами являлся равноапостольный князь Владимир, чтобы тут, в соседнем Херсонесе, восприять Святое Крещение.

Наконец, эти места освящены стопами святого Георгия Победоносца, избравшего сей утес для совершения дивного прославленного чуда. Чтимый во всем христианском мире как защитник христолюбивых воинов, идущих на брань, как оберегатель мореплавателей; чтимый на Руси как покровитель сельскохозяйственных трудов народа, сей угодник Божий неустанно во все века своим святым заступничеством охранял посвященную его святому имени райскую обитель эту колыбель русской веры. Видимое доказательство такого заступничества сказывается в том, что хотя волею судеб в Тавриде в течение многих веков властвовали чуждые христианства пришельцы разных племен, но тем не менее насажденное апостолом Андреем Первозванным Христово учение сохранилось в обители святого Георгия незыблемым и несокрушимым…”.

По окончании трапезы почетным гостям раздавались специально отчеканенные серебряные медали и бронзовые жетоны с изображением вида монастыря. Надпись на них гласила: “В память тысячелетия Георгиевского монастыря в Крыму”. С обратной стороны медали памятная дата “891-1891”, на жетонах же образ святого великомученика Георгия, сидящего на коне и пронзающего копьем змея. Кроме этого, гостям раздавались альбомы с видами монастыря.