Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш
ворогів твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

IV. Захоронения и могильники: могилы, погребальные сооружения и надгробия

Г.М.Буров

IV.1. Общие сведения о погребениях и могильниках, обряд ингумации

Второе место по распространенности (после древних и средневековых поселений) занимают погребения [90-92]: тело умершего или его пепел, помещают в землю, искусственную или естественную полость с инвентарем или без него. В одних случаях прах в гробу, саркофаге, тарной амфоре (в которую, отбив ее шейку или проделав отверстие в тулове, часто клали труп ребенка) или в специальной урне устанавливается в погребальной полости, в других – то или другое отсутствует.

Различаются погребения грунтовые, т.е. без наземных сооружений, курганные и совершенные в мавзолеях. Над погребениями первого типа может быть установлено надгробие, но оно редко остается на своем первоначальном месте. Погребения делятся на обособленные и совместные. Кроме того, вследствие подзахоронения в одном и том же могильном сооружении могут оказаться костяки разного времени.

Встречаются одиночные погребения, в частности на поселениях каменного и бронзового века (Фатьма-Коба, Кирово), но обычно погребениями составлены могильники. Древнейшее захоронение Крыма относится к концу эпохи ашель и принадлежит неандертальцу (Киик-Коба), а наиболее ранний могильник (Долинский) – к неолиту. Существуют два основных погребальных обряда – ингумация и кремация, причем первый характерен для древних греков и многих других народов, а второй – для римлян и готов. При сочетании двух обрядов ведут речь о биритуальности.

Отмечены также две главные позы, в которых покойника помещали в могилы: вытянутая и скорченная; вторая типична для бронзового века. Очень редко умершего хоронили в сидячем положении. Часть курганных захоронений составляют впускные погребения, совершенные в уже готовых курганах.

Могильники – места захоронений, кладбища, находившиеся за пределами поселений. Древнейшие могильники относятся к финальному187 палеолиту (Нижнее Поднепровье), а в Крыму наиболее ранним следует считать неолитический Долинский могильник. Античные кладбища называются некрополями. Исследование могильников, которые, как правило, содержат богатый инвентарь, позволяет изучить экономику, социальные отношения, духовную культуру древнего и средневекового населения, а также проливает свет на его этническую принадлежность.

IV.2. Виды могил: простые, подбойные и могилы-склепы

Могильные сооружения (могилы) делятся на могильные ямы, могилы с подбоем и склепы. Умершего часто помещали в полость – камеру склепа, подбой или яму с заплечиками либо без нее. Могильные ямы – самые распространенные могилы, имеющие в плане прямоугольную или овальную форму, удлиненные (при захоронении в вытянутом положении) или укороченных пропорций (если умерший погребен в скорченной позе).

Могильные ямы делятся на простые, плитовые, черепичные, каменные и сырцовые. Вторые укреплены изнутри каменными плитами (в них – каменные ящики), третьи – черепицей, четвертые – кладкой из камня, пятые – из сырцового кирпича. Простые ямы часто снабжены заплечиками, а плитовые и черепичные перекрыты соответственно плитами и черепицей.

Могильные ямы, высеченные в скале, называются вырубными. Простые могилы применялись на территории Крыма от бронзового века до XVIII столетия, а остальные встречаются в скифо-античную эпоху.

Плитовые могильники – погребальные памятники, состоящие из могил, облицованных каменными плитами, поставленными на ребро, и перекрытых ими. В Крыму удлиненные плитовые могилы получили широкое распространение с VIII–IX вв. как христианские памятники и сооружались вплоть до XVIII в. В небольшом количестве погребения в плитовых могильных сооружениях известны в памятниках VI–VII вв. и греческих некрополях, но часто встречаются в могильниках римского времени. Могилы такого типа, но укороченных пропорций весьма характерны для тавров и племен кеми-обинской культуры; их называют каменными ящиками. К числу плитовых могильников VIII–XV вв. относятся погребальные памятники Южного берега, Байдарской долины, района «пещерных городов», Центрального Предгорья, Восточного Крыма. Многие плитовые погребения соотносятся с христианскими храмами. Встречаются связанные с захоронениями надгробия.

Подбой – боковая пещерообразная выемка у дна ямы, придающая ей Lобразный профиль и предназначенная для помещения умершего. Подбойная могила может быть двойной и с закладом, т.е. с каменной плитой, камнями или кусками дерева, закрывающими вход в погребальную камеру. Такая могила представляет собой промежуточную форму между могильной ямой и склепом. Подбои наиболее часто встречаются у сарматов.

Склепы – могильные сооружения с камерой, в которую можно проникнуть через ее боковое отверстие, предварительно спустившись во входной колодец и пройдя по горизонтальному дромосу, который, впрочем, не всегда имеется. Встречаются также склепы без колодца, с наклонным дромосом или с горизонтальным ходом, ведущим в камеру с естественного или искусственного склона (овраг, курган и т.п.). Колодец и дромос могут иметь ступеньки. Устье камеры либо вход в дромос обычно закрывали каменной плитой или деревянным заслоном. Склепы существуют самостоятельно или как часть грунтового могильника, кургана либо мавзолея. Склепы выкапывались под землей, вырубались в скале или строились из камня как углубленные или наземные гробницы (последние нуждались в перекрытии насыпью). Соответственно различают земляные склепы (катакомбы), скальные и каменные склепы со стенами и перекрытием. К числу каменных относятся, в частности, уступчатые склепы Боспора. Помимо обычных, известны двух- и трехкамерные склепы.

Поскольку у склепов доступ к погребальной камере облегчен наличием хода, этот тип могильных сооружений может использоваться для многократных захоронений, что и характерно для античных, позднескифских и раннесредневековых кладбищ, вследствие чего погребения в склепах далеко не всегда могут рассматриваться как закрытые комплексы, тем более, что они легко подвергались разграблению. Однако известны склепы с входным колодцем, заполненным камнями, затрудняющими проникновение в камеру.

Земляной (грунтовой) склеп, или катакомба, – могильное сооружение, у которого погребальная камера вырыта под землей или доходит до поверхности и перекрыта каменными плитами. По профилю к камере земляного склепа может быть близок подбой, часто снабженный, как и она, уступом при входе. Принципиальное различие заключается в том, что могила с подбоем имеет в плане прямоугольную или овальную форму, а земляной склеп – обычно грибовидный. Его входной колодец с дромосом меньше по площади, чем погребальная камера. В Крыму земляные склепы впервые появляются в памятниках катакомбной культуры и встречены в могильнике Штурмовое (бронзовый век). Широкое распространение они получают у поздних скифов и у раннесредневекового населения, но часты и в античных некрополях. У каменного склепа – стены выложены из камня или укреплены кладкой.

К числу выдающихся погребальных памятников относится склеп Деметры I в. н. э. в Керчи. Он высечен в материке, на склоне, и оштукатурен. Состоит из короткого дромоса и прямоугольной камеры с цилиндрическим сводом. Во время раскопок вдоль боковых стен склепа Деметры были обнаружены деревянные саркофаги, использованные дважды. Особый интерес представляет роспись склепа. На задней стене его уместно представлена сцена похищения Прозерпины Плутоном, богом подземного мира. На потолке склепа – погрудное изображение Деметры, богини плодородия. Художнику удалось создать правдивый образ глубоко скорбящей матери, утратившей свою дочь.

IV.3. Совместные погребения и кенотафы

Особые виды захоронений составляют совместные погребения и кенотафы. Совместные погребения – одновременная ингумация двух или нескольких покойников в одном и том же могильном сооружении.

Древнейшее в Крыму совместное захоронение вскрыто на мезолитической стоянке Мурзак-Коба. Синхронность в каждом отдельном случае нуждается в доказательстве с учетом того, как расположены кости умерших. По Геродоту, вместе со скифским царем хоронили умерщвленных рабов – наложницу и прислугу, что позволяет предположительно определить погребение трех лиц в царском кургане-склепе Куль-Оба как совместное и думать, что похороненные вместе с царем мужчина и женщина погибли насильственной смертью. Парные же и коллективные ингумации бронзового века по характеру инвентаря обычно не отличаются от индивидуальных и, следовательно, вполне могут быть приписаны людям, умершим одновременно от эпидемии или ран, полученных при вооруженном столкновении.

Кенотаф – погребение, совершённое по всем принятым правилам, но без помещения покойника или его пепла в могильное сооружение, дословно, по-гречески – «пустая могила». Такое захоронение имело место, как правило, в том случае, когда тело умершего было недоступно для ингумации или кремации. Появление кенотафов было связано с верой в то, что душа умершего не найдет себе покоя, если у него нет могилы. В Крыму кенотафы нередко встречаются в курганах бронзового века, в античных некрополях (Панское I) и других могильниках.

IV.4. Саркофаги

Тело умершего высокого социального статуса обычно помещали в саркофаг – большой пышно декорированный гроб. В Крыму саркофаги изготовлялись в V в. до н. э. – II в. н. э. преимущественно на Боспоре, в основном, из дерева – [93], но известны и каменные изделия. Так, в Керчи191 найден грубо вытесанный удлиненный каменный ящик, стенки которого оштукатурены изнутри. Однако саркофаг имеет интереснейшую роспись с внутренней стороны. По своему облику боспорские саркофаги близки к найденным в других регионах греческого мира, в которых они подчас имеют довольно глубокий возраст. Саркофаги Боспорского царства делятся на четыре типа:

1) в форме сундука с плоской крышкой;

2) с двускатной крышкой в виде крыши храма;

3) имитирующие храм с колоннами и аркадой;

4) саркофаги, имеющие сводчатую (полуцилиндрическую) крышку.

В Херсоне, на северном берегу, обнаружены остатки примерно 10 мраморных саркофагов II в. н. э., которые, по-видимому, находились на территории некрополя. У некоторых из них крышки были оформлены как кровля дома, покрытая черепицей. На стенках встречены рельефы и надписи.

Известны также шесть гробов, вырубленных из известняка, без декора, а также два свинцовых гроба, из которых, по крайней мере, один, был изготовлен с помощью железных заклепок и крестовидного листа.

IV.5. Захоронения по обряду кремации

Гораздо реже, чем ингумация, встречается кремация – сожжение умершего. В Крыму кремация отмечается в древнегреческих некрополях (в Херсонесе – 7- 20 % всех захоронений). Здесь различают два типа трупосожжения: в одном случае тело покойника сжигалось непосредственно в могиле, а в другом это происходило на стороне и остатки погребального костра собирались в урну (оссуарий), которую закапывали на территории некрополя, помещали в могилу или в нишу, вырубленную в склепе.

Сходный с херсонесским обряд кремации часто встречается и даже безраздельно доминирует в негреческих могильниках III–V вв. Юго-Западного Крыма (Севастопольский, Чернореченский, Бельбек I, Ай-Тодор, Чатырдагский), где может быть связан с готами и носителями полиэтничной черняховской культуры. По обряду трупосожжения хоронили умерших также римляне. Оссуарии в Крыму античной эпохи имели вид сосуда (с крышкой или без нее) или, реже, небольшого саркофага. Первые изготовлялись из глины или свинца, а вторые – из камня. Широко использовались тарные амфоры.

IV.6. Курганные могильники и царские курганы

Наряду с грунтовыми захоронениями и могильниками, существуют курганные и совершенные в мавзолеях. Курган и мавзолей имеют ряд общих черт. Некоторые курганы (например, Царский и Золотой на Керченском полуострове) – монументальные наземные постройки, засыпанные землей. И курган, и мавзолей включает одно, несколько или множество могильных сооружений. Каждое из последних – место индивидуального или совместного захоронения, с использованием гроба или без него.

Курган – древнее или средневековое погребальное сооружение с внешним признаком в виде холмообразного возвышения. Курганы характерны главным образом для степных ландшафтов, располагаются, как правило, на водоразделах, группами или отдельно. Элементами кургана служат насыпь, погребенная почва, могильные и культовые сооружения.

Высота насыпи, которая обычно состоит из земли, колеблется в Крыму от 10 – 20 см до 21 м (Золотой курган). Под насыпью встречаются могильные сооружения всех типов, в которых находятся предметы инвентаря. Внутри насыпи часто обнаруживаются впускные захоронения, а иногда и каменные склепы. Возведение кургана – трудоемкая работа, которая, несомненно, выполнялась с использованием колесного транспорта. Повозка и курган появились одновременно в начале бронзового века.

Многие погребальные памятники состоят из двух или целого ряда курганов, часто расположенных цепочкой по водоразделу и в большинстве случаев оставленных одной и той же группой населения. Некоторые курганные могильники (например, Акташский) включают десятки насыпей.

Обычно курганы в плане круглые, но встречаются и вытянутые. Их называют длинными. Возможно, вначале курган был круглым в плане, но193 рядом с ним совершили дополнительные захоронения и произвели досыпку.

Во многих длинных курганах срубной культуры выявлены каменные аллеи культового назначения.

Некоторые курганы скифо-античного времени называют царскими. Это – погребальные памятники, принадлежащие покойниками высшего социального ранга, что доказывается большой высотой кургана, наличием исключительно богатого инвентаря (золотые предметы) и костяков, которые принадлежат жене, наложницам, слугам, умерщвленным во время похорон. В Крыму к таким курганам относят, прежде всего, Куль-Обу, Царский и Пантикапейский 1837 г.

Царский курган – погребальный памятник мирового значения, относимый к IV в. до н. э. Ограблен в древности, но с хорошо сохранившейся архитектурой и доступен для осмотра. Курган имел высоту 17 м, а в окружности примерно 250 м. В центре кургана находится погребальная камера прямоугольной формы, вход в которую – через дромос, начинающийся с края насыпи. Прямоугольная камера перекрыта коническим уступчатым куполом из 12 кольцевидных рядов кладки, переход к которому осуществлен с помощью диагональных выступов (парусов) по углам, тогда как дромос завершается уступчатым сводом, напоминающим двускатную крышу. Склеп – уникальное произведение античного зодчества, редкое по выразительности форм и совершенству техники. Не исключено, что в кургане был похоронен один из боспорских царей – Левкон I или Перисад I.

В богатых курганах, обычно ограбленных еще в древности, встречаются тайники, места в стороне от погребальной камеры, в которые нередко клали драгоценности, предназначенные умершему, чтобы защитить их от грабителей. Проникнуть же в камеру можно было легко, по дромосу или по прорытой ими грабительской мине, тем более, что злоумышленники могли сами участвовать в похоронах и многое знать. Тайники характерны для скифских курганов.

IV.7. Мегалитические сооружения в курганах (каменные ящики, дольмены, кромлехи и аллеи)

Особая группа курганных древностей Крыма – это мегалитические сооружения, преимущественно являющиеся составляющими погребальных памятников. В эту группу объединяют каменные ящики, дольмены, кромлехи и аллеи. Каменные ящики, как уже отмечалось, наиболее характерны для кеми-обинской и кизил-кобинской (таврской) культур, но известны также в памятниках многоваликовой, срубной, скифской культуры и в средневековых могильниках.

Дольмен – погребальный домик из каменных плит, кладок или в виде монолита, с лазом или без него. Иногда дольмен находится под курганной насыпью, но отличается от каменных ящиков тем, что построен не в могиле, а на горизонте и, как правило, более крупными размерами. Поэтому мегалитические сооружения кеми-обинской и кизил-кобинской культур не принадлежат к числу этих гробниц, распространенных, например, на Западном Кавказе. В Крыму дольмены представляют собой редкость.

Кромлех – круглая ограда из камней, часто огромных, внутри которой расположены могилы или совершались культовые церемонии. Кромлехи наиболее характерны для бронзового века Евразии и Америки. В Крыму ими окружены многие курганы и все катакомбы могильника Штурмовое.

Аллеи – особая группа погребально-культовых сооружений в виде встречаемых в длинных курганах парных параллельных стен длиной до 36 м, удаленных друг от друга на 7-10 м. В Крыму они характерны для срубной культуры: четыре аллеи открыты в Луговском могильнике, одна – в кургане 1 – у с. Сусанино (Первомайский р-н) и одна – в кургане 3 у с. Дальнего (Северо-Западный Крым). Сложены эти аллеи из необработанного известняка, причем два кургана имеют стены, состоящие из панцирей – внутреннего и внешнего. В кургане 1 Луговского могильника концы стен соединены перемычкой. Особенно интересны две аллеи (Луговое 4-5,195 Дальнее), каждая из которых связывает две первоначально круглые насыпи ямно-катакомбного времени.

Описанные аллеи должны рассматриваться не только как культовые, но и как погребальные сооружения, о чем свидетельствуют захоронения, совершенные с соблюдением симметрии между стенами у их конца (в частности, в меандрообразном отсеке Лугового 6) или в центральной части (Луговое 4-5). Эти погребения, обычно в каменных ящиках, в одном случае с антропоморфной стелой, а в другом – по обряду трупосожжения и со сравнительно богатым инвентарем, принадлежат лицам высокого социального уровня, вероятно жрецам. Курган у с. Сусанино представлял собой культовый комплекс, включающий жертвенную яму, две прямые каменные стены, параллельные друг другу, две примитивные антропоморфные стелы и погребение, совершенное уже тогда, когда сооружение просуществовало определенное время. Курганная насыпь была возведена, по-видимому, когда использование аллей завершилось.

IV.8. Мавзолеи и надгробия

Мавзолей – это монументальное каменное сооружение, вмещающее тело умершего, в виде наземной постройки со входом в погребальную камеру, которая находится на горизонте, выше или ниже него. Мавзолей содержит одно, несколько или много могильных сооружений (склепы или могильные ямы). В Крыму исследован мавзолей-башня скифской знати в Неаполе. Хорошо представлены мавзолеи некоторыми христианскими зданиями, например, крестовидными пристройками к Западной и Восточной базиликам в Херсонесе и такими памятниками мусульманской архитектуры XV – начала XVI в., как гробницы Джанике-Ханым в Чуфут-Кале, ханов Хаджи-Гирея и Менгли-Гирея в Салачике, Бей-Юде-Султан и Ахмед-Бея в Азисе, Эски-Дюрбе близ ханского дворца в Бахчисарае.

Надгробие – памятник, установленный на могиле. Хорошо известны античные, позднескифские и средневековые надгробия в Крыму. Древнейшие надгробия Боспора (V–IV вв. до н. э.) представляют собой плиты с надписью.

В III в. до н. э. – II в. н. э. бытуют стелы прямоугольной формы, декорированные в верхней части изображением фронтона. Надпись обычно помещена внизу, а между ней и фронтом – неглубокая ниша с рельефным изображением всадника, стоящих людей, сидящей и стоящей фигур, женщины в траурной позе, мифологических персонажей. Встречаются также надгробия с двумя или даже тремя рельефными изображениями, обычно размещенными ярусами.

Различается ряд стилей I в. до н. э. – II в. н. э. и восемь основных сюжетов на боспорских надгробиях: стоящая женщина в позе печали, стоящий мужчина в ораторской позе, сцена прощания, героизированная умершая в кресле, всадники, всадник и женщина в кресле, воины, сцена трапезы. В IV–III вв. до н. э. в Херсонесе и Северо-Западном Крыму (Панское I, Беляус) появились антропоморфные надгробия, имеющие форму бюста (без показа деталей), с шипом прямоугольного сечения внизу для установки на постаменте. Такие надгробия херсонесского типа, кажущиеся примитивными, имели утраченную полихромную роспись, передававшую детали, изображая женщину в покрывале, которое наброшено на голову. Это – греческие надгробия, отличающихся от грубых антропоморфных надгробий Боспора, восходящих, по-видимому, к варварской традиции.

В указанное время в Херсонесе получил распространение и греческий тип надгробий с карнизом и с размещенными под ним ярусами остальными деталями: 1) надпись; 2) две помещенные по горизонтальной линии розетки; 3) символические предметы. Все детали даны в рельефе, но использованы и краски. Перевязанные ленты и висящий на шнурке сосудик указывают, что надгробие женское.

Мужские стелы имеют символы трех возрастных групп: сосуд и стригиль (скребок) указывают, что надгробие юношеское, меч в ножнах и портупея – атрибуты мужчины среднего возраста, а суковатый посох – старика. Встречаются также изображения, которые намекают на профессию умершего (медицинские инструменты, виноградный нож). В период, когда Херсонес оказался в зависимости от Боспора и позднее (I в. до н. э. – II в. н. э.), распространился боспорский тип надгробий. В нише мы видим стоящие фигуры, сидящую в кресле женщину или загробную трапезу – сюжет широко известный в греческом мире (изображена супружеская пара у пиршественного столика).

В первых веках н. э. херсонесское искусство надгробий испытало римское влияние. Появились стелы с изображением римских воинов и латинскими надписями. Особенности позднеантичных надгробий, которые по компоновке деталей близки к предыдущим, состоят в следующем.

Изображен сам умерший во весь рост или дан его бюст (надгробие Аврелия Виктора). Наметилась тенденция к точной передаче индивидуальных черт человека, характерная для римского портрета (надгробие Севера, сына Лиллона). Если в ранних надписях только указывалось, кто погребен, то в поздних эпитафиях перечисляются достоинства и заслуги покойного.

Под явным греческим (боспорским) влиянием появились позднескифские надгробия в виде рельефов, о чем свидетельствуют встречающиеся на них древнегреческие надписи и компоновка изображений ярусами. Вместе с тем, поздние скифские надгробия отличаются уплощенностью рельефа, схематизмом изображений, грубостью в оформлении самой стелы. Весьма значительна разница и в наборе сюжетов, при явном господстве образа всадника. Основные из них – это один или два всадника, обычно с копьем и другим оружием, всадник и пеший воин, всадник и женщина, всадник, охотящийся на оленя, одна, две или три стоячие человеческие фигуры. Надгробия представляют собой прямоугольные, реже с закругленным верхом, плиты, обычно снабженные заглублением, в котором и помещено изображение, как бы заключенное в рамку. Внизу, как у надгробий херсонесского типа, встречается выступ, предназначенный для установки стелы в отверстие каменной базы.

Раннесредневековые надгробия делятся на столбообразные, в виде стел и кресты. Первые найдены в Скалистинском могильнике и относятся к VIII–IX вв. Надгробия второго типа часто имеют антропоморфный силуэт, на них отмечены кресты, рельефные, гравированные от руки и вычерченные циркулем. Надгробия второго типа обнаружены в некрополе Херсонеса, Скалистинском могильнике и в Лучистом; укладываются в хронологические рамки второй половины VII – IX в. У надгробий третьего типа, как и у рельефных крестов на стелах, все четыре ветви расширяются к концу; такие надгробия характерны для некрополей Византии (включая кладбища Херсонеса и Боспора), а также для Скалистинского могильника (VIII – IX вв.). Уже в XII-XIII вв. бытовали керамические надгробия в виде модели крестово-купольного храма с фронтоном, на котором – крест, вписанный в круг.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 186 – 198.