Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

II.1. Каменный век

Г.М.Буров

II.1.1. Палеолит

Ниже археологические памятники Крыма будут рассмотрены сначала по периодам и культурам, а затем по видам.Существует общепринятая схема, согласно которой история человечества разделяется на каменный, бронзовый и железный века, между первыми двумя веками вклинивается энеолит.

Каменный век – древнейший и самый продолжительный период в истории человечества, когда не был известен металл и орудия труда изготовляли из камня (в основном кремня), дерева и кости; делится на135 палеолит, мезолит и неолит. Крымский каменный век изучен в основном по памятникам его южной и восточной частей, а в Центральном и Западном Крыму древности палеолита, мезолита и неолита до сих пор практически неизвестны.

Палеолит – эпоха оледенений и межледниковий. Подразделяется на нижний (ранний), средний и верхний (поздний). Различают два периода в истории нижнего палеолита [4-7] – олдувай (длился несколько миллионов лет) и ашель (ок. 700-100 тыс. лет назад). Выделяют три группы раннепалеолитических поселений. Первая из них – это местонахождения Южного берега (Эчкидагское в районе Карадага, Гаспра в черте Большой Ялты), где собраны галечные орудия, вымытые из наслоений морских террас (высотой от 7 до 250 м над уровнем моря); Эчкидагская группа местонахождений может иметь не только ашельский, но и более ранний возраст.

Вторая и третья группы раннепалеолитических памятников, приписываемые, в основном архантропам, расположены во внутренних районах полуострова и характеризуются кремневым инвентарем. Одна из них – стоянки в полосе от р.Бодрака до р.Кучук-Карасу с кремневыми двусторонне обработанными орудиями – бифасами в виде ручных рубил и дисковидными нуклеусами (Шары I – III, Бодрак I – III и пр.). К ней можно отнести и нижний слой пещерного памятника Заскальная IX.

Третья группа – это пещерные поселения с орудиями, изготовленными из мелких отщепов, коротких, массивных и угловатых (нижний слой КиикКобы на р.Зуе, IV слой Кабази II на Альме, Залесное на р.Коккозке), а также некоторые местонахождения открытого типа. В Киик-Кобе оказалось захоронение взрослого неандертальского человека (палеоантропа), связываемое с нижним культурным слоем финальноашельского возраста.

Средний палеолит (эпоха мустье) – третий период в истории древнекаменного века [8-14]. Крым чрезвычайно богат памятниками мустье, которые, как правило, принадлежат к пещерному типу и приходятся на136 предгорную часть полуострова. Предполагают, что эпоха началась приблизительно за 100 тыс. лет до н. э., а кончилась – за 40 тыс. лет до н. э.

Средний палеолит охватывает рисс-вюрмское межледниковье и первую часть вюрмского оледенения, во время которого произошло ухудшение климата.

Не случайно в гроте Киик-Коба (верхний слой) со стороны входа был сооружен заслон от ветра. Проводили загонную охоту главным образом на мамонта, сайгу, лошадь, осла, бизона, волосатого носорога, северного и гигантского оленя, пещерного медведя и др. На стоянках Киик-Коба и Заскальная VI открыты погребения детей-неандертальцев в скорченном положении на боку.

В сфере кремнеобрабатывающего производства большое значение приобрело распространение техники леваллуа (нуклеус перед снятием каждого скола тщательным образом обрабатывался, так что отбиваемая пластина, как правило, не нуждалась во вторичной обработке). Появились сплошь ретушированные с двух сторон наконечники копий и мясные ножи, характерные для мустьерской эпохи остроконечники, скребла и скребланожи.

В крымском мустье различают четыре культуры, из которых наиболее яркая, ак-кайская, включает такие стоянки, как Ак-Кая I-V, Заскальная I-VII, Сары-Кая I-IV, Красная балка, Пролом II, Волчий Грот, Чокурча I; она характеризуется многочисленными бифасами, крупными размерами орудий, среди которых – множество скребел и ножей при невысоком проценте остроконечников, обилием костей мамонта.

Вторая культура, старосельская, представлена, помимо эпонимного памятника (Староселье), стоянками Кабази II (слои III и I, а также им. Г.А.Бонч-Осмоловского) здесь более низок процент двусторонних форм, меньше разрыв в численности остроконечников, с одной стороны, скребел и ножей, с другой.

Третья, киик-кобинская, общность характеризуется верхним слоем эпонимного памятника, мустьерскими напластованиями Буран-Каи III и стоянкой Пролом I, давшими преимущественно мелкие изделия (поперечником до 5 см), часто с двусторонней ретушью. Три рассмотренных общности родственны.

К последней культуре, кабазийской (западнокрымской), следует отнести Кабази I и II (II слой), Шайтан-Кобу I, высокогорный Караби-Тапчин (горизонты II/2 и III), Бахчисарайскую стоянку и навес Холодная Балка. Это – мустье «обыкновенное», памятники, в инвентаре которых отсутствуют или единичны орудия двусторонней обработки; распространены пластины, в том числе леваллуа, и соответствующие нуклеусы.

При переходе к верхнему палеолиту на историческую арену выходит человек современного физического типа. Однако численность населения на полуострове существенно уменьшилась, что можно предположительно связать, прежде всего, с исчезновением мамонта – крупнейшего стадного животного, обитавшего еще к северу от Крыма. Основными объектами охоты теперь служат сайга и гигантский олень.

Поздний палеолит приходится на суровую пору середины и конца вюрмского оледенения. Наиболее выразительный верхнепалеолитический памятник – стоянка Сюрень I с тремя культурными слоями, представляющими всю эпоху, за исключением финального палеолита, рассматриваемого отдельно [15]. К числу прочих поздних палеолитических стоянок относятся Буран-Кая III (слой VI и С), Шайтан-Коба II, Качинский Навес, Аджи-Коба I, Заскальная IХ.

В ранних комплексах верхнего палеолита сохраняются формы орудий, характерные для мустье, но в целом кремневая индустрия иная: получили распространение ножевидные пластины, в том числе мелкие, и другие изделия небольших размеров, известные под названием микролитов. Последние служили наконечниками стрел и вставками вкладышевых орудий с костяной или деревянной основой (кинжалов, наконечников копий и дротиков). В распоряжении людей оказались крупные режущие и колющие орудия с ровными и острыми лезвиями. Из больших пластин и отщепов изготовлялись скребки для выделки шкур, резцы, служившие для работ по кости, острия. Кость стала отличным сырьем, из которого сделаны, в частности, наконечники стрел и138 копий, проколки, ретушеры, украшения (подвески) и пр. Появились также предметы искусства (костяные предметы с гравированным орнаментом).

Выделена ранняя верхнепалеолитическая индустрия, близкая к селетской культуре Венгрии и представленная слоем С Буран-Каи III.

Нижние и средние культурные слои Сюрени I относятся к ранней поре верхнего палеолита, к ориньякскому кругу. Верхнепалеолитические комплексы Буран-Каи III (слои 6-2 и 6-1), Аджи-Кобы I и верхнего слоя Сюрени I принадлежат к буран-кайской культуре восточного граветта, о чем свидетельствуют узкие граветтские острия и пластинки с крупной ретушью, преобладание резцов и скребков на отщепах. Эта культура относится к середине и второй половине верхнего палеолита.

Последние тысячелетия верхнего палеолита рассматриваются как финальный палеолит. Резкое уменьшение численности крупных стадных животных обусловило ведущую роль в добывании средств к существованию индивидуальной охоты с изобретенным к этому времени луком со стрелами.

В Горном Крыму главной добычей охотников, наряду с сайгой стали лесные копытные, кабан, благородный олень и косуля. Определенное хозяйственное значение имела и рыбная ловля в реках [16-20]. Вместе с тем в пищу стала употребляться съедобная виноградная улитка.

Главной финально-палеолитической культурой Крыма является шан-кобинская, к которой относятся пещерные стоянки Буран-Кая I-III и Скалистый Грот, нижние слои Шан-Кобы, Фатьма-Кобы, Замиль-Кобы I, Алимовского Навеса I, Водопадного Грота и Шпан-Кобы, верхний слой Сюрени II и другие памятники. При входах в навесы Шан-Коба и Фатьма-Коба (шестые слои) были обнаружены финальнопалеолитические выкладки из камня, которые, вероятно, укрепляли заслоны из веток, защищавшие обитателей от ветра.

Для шан-кобинской индустрии характерны геометрические микролиты с краевой довольно крутой ретушью – мелкие кремневые орудия в виде сегментов, трапеций и треугольников, из которых преобладали первые.

Высокие трапеции и сегменты служили наконечниками стрел с поперечным лезвием, низкие геометрические микролиты могли быть вкладышами составных орудий. Весьма многочисленны и разнообразны острия, среди которых – изделия геометрических очертаний. Из других кремневых орудий, изготовленных из пластин или отщепов, наиболее многочисленны скребки и резцы. Из костяных изделия найдены проколки, наконечники стрел, наконечники дротиков с пазом для вкладышей, подвески из зубов. Шанкобинцы, которые были родственны носителям азильской культуры во Франции, обитали, отчасти, в самом начале мезолита.

Наряду с шан-кобинскими стоянками, в Горном Крыму известны финально-палеолитические памятники иного типа (Сюрень II, нижний слой; Буран-Кая III, слои IV и IVа), в инвентаре которых вместо геометрических микролитов хорошо представлены иволистные наконечники стрел из пластин, относящиеся к свидерскому типу. Появление этих комплексов большинством авторов ставится в связь со свидерской культурой Польши.

II.1.2. Мезолит

Средний период каменного века в Крыму начинается с наступлением голоцена (современной геологической эпохи), а заканчивается входом в употребление глиняной посуды. Крымский мезолит датируется самым концом IX–VI тыс. до н. э. Он представлен несколькими десятками стоянок [16-21]. Преобладающая часть горных памятников расположена в гротах и навесах (Мурзак-Коба, Шан-Коба, Фатьма-Коба, Замиль-Коба I и II, Алимовский Навес I, Таш-Аир I, Водопадный Грот, Шпан-Коба, Ласпи VII и др.). К поселениям открытого типа в Южном Крыму относятся Кукрек, Вишенное I, Кафка-Богаз, Киль-Бурун в Предгорье, Аджи-Коба III и ТашХабах II на Караби-яйле, Домчи-Кая на Чатырдаге, Кореиз III на Южном берегу.

В значительном количестве такие памятники открыты на Керченском полуострове, где пещеры отсутствуют (Фронтовое I и II, Ленинское I, Луговое III, Тасуново I, Алексеевка, Горностаевка I). Стоянки в гротах и навесах типичны для Предгорья, тогда как на яйлах обычно встречаются поселения под открытым небом. Последние функционировали летом, поскольку зимой Главная гряда непригодна для обитания промысловых животных из-за глубокого снега, сильных ветров и низкой температуры. Напротив, гроты и навесы служили естественными зимними жилищами. Как и в финальном палеолите, охота в горах носила в основном индивидуальный, а в степной части полуострова – коллективный характер, так как там ее объектами были лошадь, осел, тур и бизон. О занятии рыболовством свидетельствуют найденные на стоянках кости рыб.

Как орудия рыбной ловли следует рассматривать небольшие костяные гарпуны с двумя рядами зубцов и намечающимся «перекрестием» для прикрепления линя. Более широко стала употребляться в пищу виноградная улитка: ее мясо запекали в специальных ямках. В дополнение к свинье, которую в ограниченном количестве разводили в Горном Крыму, появился домашний бык на Керченском полуострове. Основной горной культурой была мурзак-кобинская, степной – кукрекская, но памятники последней известны также в Предгорье (Кукрек), на Ай-Петринской, Чатырдагской, Долгоруковской и Караби-яйле (Балин-Кош, Домчи-Кая, Кизил-Коба, Су-Ат III, Таш-Хабах II).

Мурзак-кобинские памятники распространены не только в ЮгоЗападном Крыму, но и на Керченском полуострове, где намечен вариант этой культуры с некоторыми кукрекскими чертами.

Мурзак-кобинская общность (Мурзак-Коба, Замиль-Коба I, первый слой, Алимовский Навес I, второй слой, Кара-Коба, Шпан-Коба, верхний слой, Аджи-Коба III, Ласпи VII, Кореиз III, Киль-Бурун, Фронтовое I и пр.) довольно существенно отличается от кукрекской (Вишенное I, Кукрек, ТашХабах II, Ивановка I, Тасуново I и др.). Нуклеусы первой из них – плоские, второй – конические или карандашевидные. Мурзак-кобинские микролиты часто имеют вид трапеций и сегментов, а кукрекские – лишь в виде пластинок с подтесанным брюшком (вкладыши строгальных ножей) и микропластинок без обработки или с концом, который скошен мелкой ретушью (вкладыши наконечников дротиков с костяной основой, снабженной пазом). Для мурзак-кобинских стоянок типичны скребки и резцы на пластинах, а для кукрекских – округлые скребки и резцы на отщепах. В первом случае преобладала индивидуальная охота, во втором – коллективная.

К мурзак-кобинской культуре относятся погребения в навесе Фатьма-Коба и гроте Мурзак-Коба. В первом из них в скорченном положении был похоронен мужчина со средиземноморскими расовыми чертами, во втором обнаружены остатки мужчины и женщины кроманьонского (чисто европейского) типа в вытянутой позе.

Недавно выделена еще одна ранне-мезолитическая культура Горного Крыма, эталонным и эпонимным памятником которой служит пещерная стоянка Шпан-Коба. Комплекс представлен остриями с микрорезцовым сколом, в том числе с выемкой в основании, оформленной с помощью ретуши (су-атский тип); микролитами-вкладышами в виде пластинок с краем, который «обрублен» отвесной ретушью, и удлиненными ассиметричными треугольниками, также с отвесной ретушью, часто с основанием, отретушированным в виде выемки.

II.1.3. Неолит

Неолит начинается в Крыму с появлением керамики и завершается входом в употребление первых металлических орудий. Приходится приблизительно на V и отчасти IV тыс. до н. э. – время климатического оптимума [16;21]. Здесь эта эпоха сходна с предшествующей по типам поселений и кремневых орудий труда, которые по-прежнему носят микролитический характер. Новшество же заключено, прежде всего, в распространении форм с плоской ретушью и глиняной посуды.

Хозяйство оставалось в основном охотничье-собирательским, но возросло, хотя и нерезко, значение скотоводства. В Горном Крыму значительная часть стоянок расположена в гротах и навесах (Таш-Аир I, Замиль-Коба II, Алимовский Навес I, Водопадный Грот и пр.), а остальные памятники (Ат-Баш, Балин-Кош, Аджи-Коба II, Денисовка, Кая-Арасы, Зуя I и др.) находятся под открытым небом (в частности, на яйлах). К открытому же типу относятся стоянки Керченского полуострова и Северного Крыма.

Различают две главные культуры крымских неолитических памятников – горно-крымскую и степную. Основой для периодизации горно-крымских памятников служит стратиграфия Таш-Аира I и Замиль-Кобы II. Ранний неолит (VI слой Таш-Аира I, VI слой Замиль-Кобы II, Ат-Баш, Балин-Кош, Денисовка) характеризуется сегментами и трапециями с уплощенной ретушью, среди которых имеются орудия со струганой спинкой; проушными роговыми мотыгами; костяными проколками; толстостенной остродонной неорнаментированной керамикой. К позднему неолиту ( слой Vа Таш-Аира I, V слой Замиль-Кобы II, Водопадный Грот, ранний комплекс Кая-Арасы) относятся геометрические микролиты со струганой спинкой, процент которых по отношению к общему количеству сегментов и трапеций значительно выше, чем в ранний период; костяные серпы с кремневыми вкладышами в виде пластинок и проколки; яйцевидные и плоскодонный тонкостенные сосуды с прочерченными, гребенчатыми и ямчатыми узорами, а иногда и с рядом ямок под венчиком.

Степная культура – это стоянки кукрекской традиции с элементами горнокрымской культуры, распространенные главным образом в Степном Крыму: Алексеевская Засуха, Долинка, Ишунь, Мартыновка в Северном Присивашье, Су-Ат III на Караби-Яйле, Фронтовое I и Ленинское I (верхний слой), Тасуново I и другие стоянки Керченского полуострова. На этих памятниках найдены микролитические нуклеусы, микропластинки-вкладыши в виде низких трапеций и вкладыши кукрекского типа, резцы и округлые скребки на отщепах (формы, характерные для кукрекской культуры); высокие трапеции, в частности, со струганой спинкой, и сегменты, среди которых орудия с плоской ретушью на вершине (проявление горнокрымского компонента); резчики для работ по дереву. Население Степного Крыма, как и в мезолите, применяло костяные наконечники с кремневыми вкладышами при охоте на стадных животных.

Степная неолитическая керамика – без орнамента и с декором в виде горизонтально прочерченных линий и гребенчатых оттисков, образующих ряды и линии. Близ села Долинки и на стоянке Фронтовое I обнаружены фрагменты сосудов с утолщением на венчике и зональным орнаментом, близких к керамике, встреченной в могильниках мариупольского типа Поднепровья и Приазовья. На проникновение в Крым мариупольского населения прямо указывает Долинский могильник.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. Автономна Республіка Крим». – К.: 2015 р., с. 134 – 143.