Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

II.2. Энеолит и бронзовый век

Г.М.Буров

II.2.1. Энеолит

Переход от каменного века к бронзовому, очевидно, происходил на полуострове в IV тыс. до н. э. К энеолиту относятся, прежде всего, поселения Южного берега в виде так называемых «раковинных куч»: Ласпи I, Изумруд, Эра I, Форос, Ореанда, Гурзуф, Жуковка, Пятиречье и другие. В отличие от мезо-неолитических стоянок, среди которых – Ласпи VII (удаленная от моря в VII тыс. до н. э. не более чем на 0,5-1,4 км), скопления здесь составляют не раковины наземной виноградной улитки, а главным образом створки морских моллюсков – мидий и устриц. Найдены также остатки морской улитки пателлы и крабов, кости зверей, птиц и рыб.

Керамика – сосуды с четко выраженной шейкой и хорошо сглаженной поверхностью, орнаментированной врезными и гребенчатыми узорами преимущественно в виде зигзагов. Приморские поселения имеют по керамике близкие параллели на стоянках в глубинных районах Горного Крыма (Дружное, первый слой Фатьма-Кобы, слой Vб Таш-Аира I) [16], где были найдены небольшие каменные шлифованные рубящие орудия; кремневые нуклеусы разных типов; призматические пластины, в том числе в виде вкладышей; сегменты и трапеции с покатой ретушью, причем среди последних – изделия со струганой спинкой. Новые типы кремневых изделий представлены лавролистным наконечником дротика и наконечниками стрел с выемкой у основания, сплошь ретушированными с двух сторон. Судя по стратиграфии Таш-Аира I, описанные памятники моложе неолитических.

II.2.2. Общая характеристика бронзового века

Бронзовый век – эпоха, которая характеризуется изготовлением основных орудий труда из сплавов меди с другими металлами (III тыс. – X в. до н. э.). В Крыму эта эпоха изучена главным образом по курганным погребениям [22-27] и местам обитания [28; 29].

Курганы распространены повсеместно в Степном и Предгорном Крыму. Основная масса их появилась в начале бронзового века. Многие десятки курганов на всей указанной территории исследованы раскопками и представляют большинство культур и культурно-исторических общностей бронзового века, известных на полуострове: кеми-обинскую, ямную, катакомбную, многоваликовой керамики, срубную. Кроме того, раскапывались бескурганный могильник Штурмовое и поселения каменско-ливенцовской, сабатиновской и белозерской культур.

Вероятно, среди выявленных мест кратковременного обитания, относящихся к эпохе раннего металла, есть и стоянки курганных культур, но уверенно выделить эти памятники невозможно из-за скудости инвентаря. Нам практически неизвестны в Крыму ямные, катакомбные, типичные многоваликовые, срубные поселения (их носители не знали оседлости). Ямные, катакомбные и срубные памятники рассматривают в настоящее время преимущественно как культурно-исторические общности, распадающиеся на локальные варианты – родственные культуры.

Вначале вошли в употребление предметы из мышьяковистой бронзы, более твердой, чем медь, а уже затем – из нетоксичного сплава меди с оловом. Бронзовые орудия резко сузили потребность в кремневых изделиях,145 из которых встречаются обычно лишь наконечники стрел и вкладыши серпов со сплошной двусторонней ретушью.

На поселениях бронзового века кости домашних животных явно, порой почти безраздельно, доминируют над остатками диких зверей, что говорит о свершившейся замене охоты скотоводством. Другой ведущей отраслью экономики стало земледелие, хотя его роль в разных культурах была различной.

В III тыс. до н. э. в Крыму уже бытовала повозка с четырьмя колесами, которые изготовлялись из одного, а затем и из трех кусков дерева. В нее запрягали быков. Со второй же четверти II тыс. до н. э. стала применяться конная колесница с двумя колесами, снабженными ободом, спицами и ступицей. Она использовалась, в частности, при вооруженных конфликтах для наступательных действий. Освоение колесного транспорта явилось предпосылкой появления самих курганов. Ведь возведение насыпи оказалось весьма трудоемким делом, сопряженным с доставкой земли, и едва ли было посильным без повозки. Связано оно со сложившимся культом предков и стремлением кочевых племен закрепить за собой занятую территорию.

II.2.3. Кеми-обинская (ящичная) культура

Кеми-обинская культура – памятники раннего бронзового века, локализованные главным образом в Крымском Предгорье и Северо-Западном Причерноморье. Эта культура конца IV – начала III тыс. до н. э., может быть названа мегалитической, поскольку для нее чрезвычайно характерны погребальные сооружения из крупных каменных плит. Хорошо исследованы основные и впускные погребения кеми-обинцев в курганах. Высота их – 1-3 м, а иногда и 5-6 м (эпонимный памятник, между г.Белогорском и с.Богатым, Курбан-Байрам у с.Долинка в Северном Присивашье).

Погребальные сооружения делятся на каменные ящики, частично вкопанные в землю; такие же ящики, но полностью впущенные в могилу и каменные или деревянные сооружения, перекрытые усеченно-коническим «куполом». Характерны погребения в каменных ящиках из четырех плит, тщательно обработанных и подогнанных друг к другу, с перекрытием. В одном случае (Вилино) ящик имел лаз, характерный для западнокавказских дольменов – погребальных домиков. Покойник, слегка посыпанный охрой, лежал в могиле на левом боку с подогнутыми ногами или скорченно на спине. Могильный инвентарь включает кремневые пластины, орудия со сплошной плоской двусторонней ретушью (наконечники стрел с усеченным или выемчатым основанием), скребки, каменные шлифованные боевые топоры, костяные проколки и пронизки, металлические листовидные ножи, четырехгранные шилья, тесла, проушный топор, бляхи с выбитым орнаментом и пр.

Керамика – это преимущественно неорнаментированные горшки или шаровидные сосуды с цилиндрической или раструбообразной шейкой. Лишь иногда встречается декор в виде вдавлений, насечек, врезных узоров и валиков. Распространено лощение. Искусство характеризуется прежде всего каменными ящиками, имеющими изнутри роспись черной, красной или желтой краской либо гравировку.

II.2.4. Ямная культурно-историческая общность

Ямная (древнеямная) общность – памятники (курганные погребения) раннего бронзового века в Степном Крыму и на других территориях. Ареал этой общности охватывает преимущественно степную полосу от Южного Урала и р.Эмбы до Днестровско-Прутского междуречья. В Крыму ямная общность представлена степными курганами, которые в наибольшем количестве встречаются в Присивашье. Могилы ямной общности, исчисляющиеся сотнями, вырыты до возведения насыпи или после этого (впускные погребения). Кеми-обинцами и ямниками возведены древнейшие курганы Крыма, в которых позже совершались впускные захоронения людьми последующих эпох. Умерших хоронили, как правило, в прямоугольных, нередко довольно крупных ямах, которые были перекрыты плахами, досками или жердями, иногда каменными плитами, а в одном случае даже антропоморфной стелой. Покойников, обильно присыпанных охрой, клали в могилу обычно на спине с согнутыми в коленях ногами, головой преимущественно к востоку или северо-востоку.

Сосуды – яйцевидные или с небольшим плоским дном, с цилиндрической шейкой, иногда с вертикальной ручкой или выступами в верхней части; орнамент – шнуровой, гребенчатый и врезной; на поверхности отмечается полосчатое сглаживание. Найдены роговые молоточковидные булавки; костяные трубочки от флейт, кольца, проколки, пронизки; Х-видные и в виде трубочки, амулеты (просверленные звериные зубы; кремневые черешковый наконечник копья, наконечники стрел с глубокой выемкой у основания и скребки; каменные боевые топоры, пестики и терочники; листовидные ножи и четырехгранные шилья, а также круглые бляхи с орнаментом, спиральные подвески в полтора оборота и других типов из меди и бронзы. В одном случае (Желябовка Нижнегорского района, погребение 12) отмечены серебряные подвески. Все такие захоронения близки к ямной культуре Приазовья и Степного Поднепровья. В свете новейших данных ямная общность укладывается в хронологические рамки XXX – XXIII вв. до н. э.

II.2.5. Катакомбная культурно-историческая общность

Катакомбная общность (в Крыму) – погребения раннего бронзового века, следующие хронологически после ямных памятников и представляющие собой захоронения в земляных склепах-катакомбах.

Крымские памятники входят в обширную общность, распространенную в степной и, отчасти, лесостепной полосе от Волги до нижнего Дуная. В Крыму катакомбные погребения сосредоточены в его степной зоне, в том числе в северо-западной и центральной частях полуострова. Покойника помещали в специальную подземную камеру, которая ответвляется от входной ямы, образуя в большинстве случаев ступеньку, а иногда и ход –148 дромос. Камера закрывалась деревянным заслоном или каменной плитой.

Умерших клали в скорченном или вытянутом положении, на основе чего выделены две основные хронологические группы погребений.

В кургане у с.Славного в Северном Присивашье (курган 1, погребение 2) глазницы покойника оказались заполненными глиной, на поверхности которой прочерчены линии, изображающие сомкнутые веки. Череп покрывала охра. Из глины же был вылеплен нос. Запечатанными оказались глазницы и в других случаях. Все это свидетельствует о существовании у племен катакомбной культуры сложных представлений, связанных с заупокойным культом.

Основную массу инвентаря в катакомбах составляет глиняная посуда. Это главным образом горшки, иногда с закругленным дном или с ушками. Иногда встречаются банки и чаши полусферической формы с шишечками, имеющие аналоги на р.Ингуле. Основные элементы орнамента – отпечатки шнура, прочерченные линии, насечки, валики; главные мотивы – ряды заштрихованных треугольников или фестонов, горизонтальные линии, зигзаги, ряды штрихов.

В катакомбах найдены кремневые наконечники копий листовидной формы и с черешком, наконечники стрел с глубокой выемкой в основании, преимущественно ромбовидные каменные сверленые боевые топоры, грушеи шаровидные булавы, песчаниковые «выпрямители стрел» (абразивные инструменты), костяные молоточковидные булавки, проколки, подвески в виде просверленных звериных зубов, бронзовые листовидные ножи, четырехгранные шилья, бляхи и пронизки, деревянный сосуд с металлической основой и другие предметы. Боевые топоры и булавы как ударное и метательное оружие снабжались деревянной рукоятью, которая обычное истлевает, но в некоторых присивашских катакомбных погребениях сохранилась.

Катакомбная общность датируется концом III – началом II тыс. до н. э., но ее возраст должен быть углублен до XXVI – XIX вв. до н. э.

II.2.6. Культуры многоваликовой керамики и каменско-ливенцовская

Культура многоваликовой керамики – общность памятников с керамикой, орнаментированной рельефными узорами, реже – прочерченными и шнуровыми, распространенная в степной и лесостепной зонах от Северо-Западного Причерноморья до Нижнего и Среднего Подонья, включая Крым, в основном Степной. Речь идет о курганных могильных сооружениях с умершими, захороненными в скорченном положении на боку, с руками перед лицом – что характерно для рассматриваемой культуры, срубной, сабатиновской и белозерской. Рельефная орнаментация глиняных сосудов служит указанием на то, что погребение относится к культуре многоваликовой керамики, хотя и не везде.

Проще обстоит дело, когда в скорченном погребении оказывается округлая костяная пряжка с крупным центральным отверстием, типичная только для хронологического горизонта многоваликовой керамики. К числу таких захоронений относятся Крыловка (погребение 2 кургана 1) и Луговое 3/3. Первое из них было совершено в каменном ящике.

Каменско-ливенцовская культура – памятники среднего бронзового века на побережье Восточного и Южного Крыма, на Нижнем Дону и, вероятно, в Прикубанье, особый юго-восточный вариант культурноисторической общности многоваликовой керамики [29]. Эпонимные памятники этого варианта – Каменка на Керченском полуострове и Ливенцовская крепость близ Ростова-на-Дону.

Поселения известны главным образом на Керченском полуострове и в районе Коктебеля, у самого моря или у лиманов, в которые впадают балки с водотоками. Это Глейки, Маяк, Каменка, Опук, Киммерик I и II, Планерское I, Щебетовка (Чалка), Деляметское, Алчак-Кая, Слюсарево, Астанино и целый ряд других памятников. Большая часть их исследована раскопками, особенно значительными в Каменке. В Алчак-Кае и Планерском I специальные подпорные стены защищали жилые постройки от разрушительного действия ливневых потоков. В Каменке выявлены остатки 20 наземных жилищ овальной и прямоугольной форм (с очагами и хозяйственными ямами). По основаниям они были укреплены каменными кладками.

Основную массу инвентаря на поселениях составляют обломки керамики, принадлежащие высоким горшкам с отогнутым венчиком, хорошо выраженной шейкой и выпуклым туловом. Шейка часто имеет цилиндрическую форму. Орнамент, как правило, – расчлененные или гладкие горизонтальные валики, которые покрывают поверхность сосуда частично. Кроме того, встречаются налепы в виде заклепки, шнуровые и прочерченные, в частности елочные, узоры. По керамике выделены жилища раннего этапа в истории Каменки (№1,2,6) и позднего (3-5,7-12). По мере развития посуда поселения становится более сходной со степной многоваликовой керамикой.

В Каменке, Планерском I и на других поселениях найдены кремневые орудия (сплошь ретушированные вкладыши серпов, такие же листовидные и черешковые наконечники стрел, скребок), вещи из других пород камня (боевые топоры и сферические булавы, усеченно-конические и дисковидные терочники, зернотерки, грузила от сетей, «выпрямители стрел»), разнообразные костяные изделия (молоточковидные булавки, плоский псалий с шипами – принадлежность конской узды, круглые пряжки, проколки, иглы, лощила, заостренные стержни с двумя парами боковых выемок на тыльном конце, подвески в виде просверленного звериного клыка, скульптурное изображение), бронзовое тесло и четырехгранное шило, глиняное колесико и другие вещи. Создатели каменско-ливенцовских поселений стали первым оседлым населением бронзового века в Крыму, занимавшимся земледелием и скотоводством в сочетании с охотой, рыболовством и собирательством, которые играли второстепенную роль.

Основная масса найденных костей принадлежит крупному и мелкому рогатому скоту. Мясо лошади редко употреблялось в пищу. Дисковидный псалий с шипами из Каменки, который находит параллель в IV шахтовой гробнице Микен (Греция), свидетельствует об использовании лошади как упряжного животного, а также о связях Крыма во II тыс. до н. э. с греческим миром, где это животное запрягалось в колесницу, оснащаясь подобными псалиями. Кости диких зверей и птиц немногочисленны. Собраны остатки крупных осетровых и других рыб, а на поселениях в районе Карадага обнаружены раковины мидий и устриц. Носители каменско-ливенцовской культуры были, очевидно, не только хорошими рыболовами, но и моряками.

С каменско-ливенцовскими поселениями следует связать по керамике могильник Штурмовое в Севастополе [30]. Раскопаны восемь погребений в катакомбах, окруженных кромлехами. Из ямы в катакомбу вел дромос, закрытый каменной плитой; щели были замазаны глиной. Умерших хоронили в вытянутом положении на спине с инвентарем, который включает сосуды, украшенные шишечками («заклепками») и шнуровым орнаментом, бронзовую цепочку и браслет.

Вытянутое положение костяков в могильнике Штурмовое находит аналогию в поздних погребениях катакомбной культуры. Ее причастность к могильнику документируется тем, что умерших хоронили в катакомбах, хотя и не перекрытых курганными насыпями. Катакомбный элемент в каменсколивенцовских поселениях выражен также в наличии вещей катакомбных типов. Вместе с тем, в этих комплексах встречены крупные костяные пряжки, характерные для многоваликовой культуры, а дисковидный псалий позволяет вести речь о XVI–XV вв. до н. э. Такое, не совсем обычное, сочетание объяснимо, по-видимому, тем, что каменско-ливенцовская культура, которую можно датировать XVII–XV вв. до н. э., формировалась на крымском побережье при участии катакомбного и многоваликового компонентов: сюда могли проникать небольшие группы населения, которое накапливалось в Степном Крыму в ходе неоднократных миграций с севера.

II.2.7. Срубная (бережновско-маевская) культура

Срубная культура в Крыму – погребальные и ритуальные памятники XV–XIII вв. до н. э., распространенные в степной части полуострова. Входят в культурно-историческую общность, охватывающую степные и лесостепные районы Южного Урала, Нижнего и Среднего Поволжья, Дона и Северского Донца.

Срубные памятники представляют собой захоронения в курганах, как круглых, так и вытянутых в плане. Покойники похоронены в обычных могилах или прямоугольных каменных ящиках: культура носит мегалитический характер. Умершие положены в скорченном положении на боку с руками перед лицом, головой, как правило, к северо-востоку. Для срубной культуры Крыма весьма характерны также каменные сооружения за пределами могил. Насыпь нередко имеет кромлех, иногда в виде наброски камней. В некоторых курганах были сооружены так называемые аллеи – святилища с захоронениями.

Срубные сосуды в Крыму, как и во всем срубном ареале, – баночной и острореберной (биконической) форм, причем некоторые из вторых в верхней части украшены прочерченными, гребенчатыми и веревочными узорами (цепочки простых и штрихованных треугольников, горизонтальные линии, зигзаги и пр.). Инвентарь составляют также ножи-кинжалы с намечающимся перекрестием и без его признаков, костяные затылочные булавки и пр. В отличие от каменско-ливенцовского и сабатиновского населения срубные мигранты в Крыму не знали оседлости (которая характерна для срубников в бассейнах Дона и Волги) и занимались в основном скотоводством. Если местные сабатиновские племена оставили поселения, то срубный этнос в Крыму (как и кеми-обинцы, ямники и катакомбники) характеризуется только погребальными памятниками.

II.2.8. Сабатиновская и белозерская культуры

Сабатиновская культура – поселения XIV–XII вв. до н. э. в Степном и Предгорном Крыму. Степные памятники позднего бронзового века (XIV–X вв. до н. э.) нижнего Дуная, Поднестровья, Побужья, Нижнего Поднепровья, Северного Приазовья и Крыма принадлежат в основном сабатиновской и белозерской культуре, из которых вторая (XII–X вв. до н. э.) сменяет первую [28]. Поселения этих культур известны на полуострове в его северо-западной153 части (Бурун-Эли, Бай-Кият, Михайловка, Ивановка, Ново-Федоровка), в районе Симферополя (Петровская Балка, Луговое, Фонтаны, Дружное II, Чуюнча), в восточной части Крыма (Кирово, Планерское, Сазоновка, Слюсарево) и на Южном берегу (Кошка). Поселения Восточного Крыма имеют преимущественно керамику, характерную для сабатиновской культуры, а присимферопольские – белозерского облика. Кирово и БурунЭли функционировали на обоих этапах, но преобладает ранний материал.

Ново-Федоровка и, вероятно, Бай-Кият – белозерские памятники, а остальные поселения северо-западного района – сабатиновские.

На Кировском поселении сабатиновские материалы обнаружены преимущественно в восточных раскопах, а белозерские – в западных. На сабатиновском участке выявлены остатки каменных жилищ, прорезанных белозерскими хозяйственными ямами, а на белозерском – сооружение (площадью более 40 м2), стены которого имели каменное основание, и более поздняя полуземлянка. На поселении, как и в целом на территории, где представлены сабатиновские и белозерские памятники, прослеживается смена каменных домов постройками полуземляночного типа. В Бурун-Эли раскопаны две прямоугольные полуземлянки (55 и 45 м2) и столько же каменных построек той же формы (65 и 19 м2). В жилищах выявлены очаги.

Встречаются хозяйственные ямы. Жилища Бай-Кията, которых насчитывается 12, – землянки прямоугольной формы (площадью 36-56 м2), с узким длинным коридором, с очагами открытого типа. Стенки котлованчиков облицовывались плитами. Основными отраслями хозяйства были земледелие и животноводство.

Богатейший инвентарь Кировского поселения включает кремневые двустороннеретушированные вкладыши серпов с вогнутым краем, каменные боевые топоры, литейную форму кельта; костяные граненые (втульчатые и черешковые) наконечники стрел, псалии (в частности, сабатиновский посоховидный двухдырчатый), рукояти орудий, пряслица, зубчатые орудия из лопаток животных, служившие деталями стационарных орудий для размягчения меха, проколки, гребни для обработки сухожилий, пронизки и подвески; роговые муфты и рукояти; глиняные пряслица, модели колес и фигурки животных; бронзовые нож, шилья, иглы, серп-косарь, различные украшения (булавки, пронизки, кольца).

На поселении Бурун-Эли найдены каменные рюмкообразные «ступки», определенные как подшипники станочного сверла, и поделки загадочного назначения (дискообразные, яйцевидные, усеченно-шарообразные); кремневый наконечник стрелы с выемкой у основания; костяные пряслица и проколки. В Бай-Кияте обнаружены такие же подшипники; поделки различных форм; кремневый наконечник стрелы с усеченным основанием; костяные псалии белозерского трехдырчатого типа, игольники, пряслице, бронзовый браслет и удильный крючок.

Из Дружного II поступили костяные колесиковидные пряслица и псалии. Такие же и другие предметы (в том числе каменная форма для литья наконечники копья и костяной беговой конек) встречены на прочих поселениях. Псалии, найденные на поселениях Дружное II и Фонтаны, принадлежат к белозерскому трехдырчатому типу, а серп из Кирова, скорее всего, имеет сабатиновский возраст.

Основная масса инвентаря – это фрагменты глиняной посуды, главным образом высокие горшки, орнаментированные в верхней части горизонтальным, обычно расчлененным, валиком. На сабатиновских памятниках венчик у них отогнут слабо, и валик расположен на нем, а на белозерских – много сосудов с резко выраженной шейкой и валиком на плечиках. На втором месте по численности – корчаги и тонкостенная лощеная посуда столового назначения с врезным узором (кубки, черпаки), а на третьем – миски и сковородки. К концу белозерского или к началу последующего кизил-кобинского времени должны быть отнесены грунтовые могильники близ пещеры Кизил-Коба (Суучхан) и у с.Донского к востоку от Симферополя; они состояли из каменных ящиков, в которых обнаружены скорченные костяки, украшения и столовая посуда.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 143 – 154.