Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Змагатимеш до посилення сили, слави, багатства і простору
Української держави

Богдан Хмельницький

?

III. Древние и средневековые поселения, как вид археологических памятников

Г.М.Буров

III.1. Стоянки и селища

Перейдем к рассмотрению крымских памятников археологии по видам.

Самый распространенный вид – это поселения, т.е. те места, где жили люди прошлого. Поселения делятся на стоянки, поселения в узком смысле слова, городища и селища.

Стоянка – поселение, принадлежащее охотникам, рыболовам и собирателям, обычно каменного века. В Крыму стоянки по месту расположения делятся на пещерные (открыты только в горной части полуострова) и находящиеся под открытым небом (например, Кая-Арасы, близ Бахчисарая), а по своему характеру на базовые поселения, стоянкимастерские, лагеря охотников и собирателей. Поселениями в узком значении термина называют места обитания бронзового и железного веков без укреплений. Сюда же могут быть отнесены античные усадьбы, лишенные оборонительных стен и башен.

III.2. Городища: фортификационные сооружения (валы и рвы, куртины, противотаранные пояса, периболы, башни, казематы

Городище (укрепление) – поселение, защищенное одним валом (со рвом) или стеной, либо несколькими линиями обороны [86]. Различают174 городища мысовые и с укреплениями по всему (или почти по всему) периметру. Селище – неукрепленное поселение, примыкающее к синхронному городищу или расположенное в регионе, где такие городища встречаются.

Оборонительная (фортификационная) система городища состоит из куртин, башен, казематов и пр. Верхний край стен снабжался парапетом. Это – зубцы по верхнему краю оборонительной стены, делавшие менее опасным для защитников крепости обстрел врага, который ее штурмовал. Куртина – участок оборонительной стены между двумя башнями. Иногда использовались циклопические кладки – стены из гигантских блоков, приписываемые циклопам – мифическим одноглазым великанам. Известны в Киммерике и Хараксе. Преимущество циклопических кладок состоит в том, что они устойчивы против стенобитных машин.

В других случаях сооружался противотаранный пояс – пирамидальное утолщение нижней части укреплений, выполненное с помощью специальной кладки, в которой использованы камни (квадры) со скошенной лицевой поверхностью. Противотаранный пояс затруднял применение тарана при штурме укрепленного поселения. Пространство между собственно башней и утолщением заполнялось здесь бутом на глиняном растворе, а квадры скреплялись пиронами. Пирон – литой свинцовый или кованный железный предмет в виде двойного «ласточкиного хвоста», вставлявшийся в соответствующие выемки двух смежных квадров и скреплявший их, заменяя в какой-то степени, связующий состав, который древними греками при сооружении крепостных стен не применялся. Древнегреческие противотаранные пояса отмечены у башен Беляуса и сельских усадеб на Гераклейском полуострове, позднескифские – на городище Тарпанчи.

Нередко встречается протейхизма – дополнительная внешняя оборонительная стена, препятствовавшая доступу к главной стене и применению стенобитных машин. Протейхизмы имели фортификационные сооружения Херсонеса, Китея, Неаполя Скифского. Промежуток между главной оборонительной стеной и протейхизмой, чрезвычайно опасная зона для штурмовавших крепость, называется периболом, а потайной проход в крепостных сооружениях (в виде вылазной калитки) – потерной.

Башня – большое архитектурное сооружение вертикальных пропорций, повышавшая обороноспособность укрепленного поселения. Обычно башни соединены друг с другом куртинами, но известны также башни, пристроенные к зданиям (Беляус) и находящиеся во дворе (городище Чайка).

Встречаются башни круглые и прямоугольные в плане, с двумя-шестью этажами закрытого типа и П-образной формы в плане. Последние теряли свое оборонительное значение, если противник врывался внутрь крепости.

Особое назначение имели башни-донжоны. Донжон – главная башня крепости сторожевого и оборонительного назначения, приспособленная также для того, чтобы стать последним убежищем. Донжон Солдайи служил и резиденцией консула в военное время.Одна из башен Неаполя Скифского была превращена в мавзолей знати, и, наконец, башня могла быть также маяком.

Каземат – помещение в оборонительной системе для ведения боя, наблюдений и т.п. В Крыму казематы составляют часть пещерных сооружений и каменных построек на средневековых городищах, например, на Фуне.

Городище может быть с цитаделью – укрепленным сооружением внутри крепостной ограды. Цитадель следует в своей планировке рельефу местности и может примыкать к оборонительной линии. Это сооружение предназначено для того, чтобы быть убежищем для защитников крепости в случае, если враг ворвался в нее. Цитадели имеют: акрополь Пантикапея, крепость на горе Опук (Киммерик), Херсонес, Мангуп, Горзувиты, Чобан-Куле, Солдайя и многие другие памятники.

III.3. Городища как остатки городов, фортов, замков, убежищ и укрепленных усадеб

Городищем является уже Ливенцовское поселение на Нижнем Дону, относящееся к каменско-ливенцовской культуре, которая распространена в Крыму. Древнейшими крымскими городищами можно считать памятники античной эпохи. Весьма многочисленны городища средневековья. Городища представляют собой остатки городов, фортов, замков, убежищ, укрепленных усадеб.

Город – в древности и средние века – крупное укрепленное поселение, представляющее собой ремесленно-торговый, культурно-религиозный и (или) административный центр конкретной территории. Некоторые городища, основанные много веков назад, существуют до настоящего времени (например, Пантикапей – Боспор – Корчев – Керчь или Каффа – Феодосия), на месте остальных теперь находятся городища.

В черте древнегреческого города различают акрополь и агору.

Акрополь – возвышенная и укрепленная его часть (акрополь имели, в частности, Пантикапей и Нимфей). Агора – центр нижней части города, средоточие общественной жизни, место народных собраний. Здесь находились храмы, государственные учреждения, торговая площадь и т.п.

Форт (в древности) – небольшой укрепленный пункт, с помощью которого можно было удерживать главные стратегические позиции, препятствовать концентрации вражеских сил и осуществлять контроль над движением на значительные расстояния. Замок – небольшая крепость или укрепленное жилище крупного средневекового землевладельца либо администратора (например, консула в Солдайе, использовавшего в качестве замка донжон).

III.3. Жилища и термы, их отопление (очаги, печи, гипокауст)

На поселениях открыты древние и средневековые жилища [87;88], а также римские термы (бани) и другие сооружения. Древнейшими177 (созданными природой) жилищами в Крыму были гроты и навесы, в которых жил ашельский человек (Заскальная IX, Кабази II, Киик-Коба). Известно большое количество мустьерских пещерных стоянок, а также поселений в навесах, гротах и глубоких пещерах более позднего времени, вплоть до средневековья. В некоторых случаях (Киик-Коба, Шан-Коба, Фатьма-Коба, Таш-Аир I) отмечены признаки преобразования естественной полости в закрытое полуискусственное сооружение. Уже в мезолите могли существовать наземные постройки.

Остатки жилищ обнаружены на поселениях бронзового века – Каменка (наземные овальной или прямоугольной формы с очагами и хозяйственными ямами), Бурун Эли (прямоугольные в плане полуземлянки и каменные наземные дома с очагами) и др. Жилища кизил-кобинской культуры были прямоугольными или овальными в виде землянок, построек столбовой конструкции и каменных домов, обычно с глинобитным полом. Жилища поздних скифов имели первоначально круглую форму (сооружения полуземляночного типа в виде чума), а в дальнейшем возводились прямоугольные наземные постройки из камня.

В истории античного домостроительства в Крыму выделены два периода: VI – первая половина I в. до н. э. и более позднее время. В VI в. до н. э. на Керченском полуострове (Андреевка Южная) строятся жилища, углубленные в землю. Сооружаются также однокамерные наземные дома, а в конце столетия – и постройки из нескольких помещений (Пантикапей). В V– IV вв. получают распространение наземные многокамерные дома из камня и сырца с внутренним двориком, на который выходят помещения с одной, двух или трех сторон, с подвалами и сооружениями полуподвального типа, крытые черепицей, саманом и морской травой (крыша была дву- или односкатной).

На конец IV – середину II в. до н. э. приходится расцвет античного домостроительства в Тавриде. Постройки, часто двухэтажные, имеют площадь 80-200 м2, а иногда и до 600 м2, включая от 3 до 14 помещений. Последние нередко полностью окружают внутренний дворик. Наряду с жилыми комнатами в доме часто имелись и помещения производственного назначения. Примерами могут быть дома виноделов в Мирмекии и Херсонесе; двухэтажный херсонесский дом имел внутренний дворик, жилые, производственные помещения и склад готовой продукции.

Другой херсонесский дом характеризуется наличием экседры (помещение, открытое с одной стороны) и коридора, соединенного с двором. Экседра обнаружена и на городище Чайка. Главной, наиболее крупной по площади, комнатой был андрон, пол которого часто украшался мозаикой из гальки. На Боспоре (Ново-Отрадное, Темир-Гора, Михайловка) и в Северо-Западном Крыму (Беляус, Чайка и пр.) появляются укрепленные усадьбы с башнями. Вместе с тем в этом районе распространен тип дома с большим центральным прямоугольным двором, вокруг которого в один-два ряда располагаются помещения, пристроенные к оборонительным стенам (Панское I, Чайка).

В отличие от стран Средиземноморья, в жилых постройках Тавриды не было ванных комнат, системы отопления и бассейнов во дворах. Выявлены только колодцы и цистерны, в помещениях или во дворе. Стены изнутри штукатурились и украшались росписью. В конце II – первой половине I в. до н. э. в античном домостроительстве Северного Причерноморья наблюдается упадок, связанный с бурными событиями того времени; нового жилья почти не возводили, лишь перестраивалось старое.

Во второй половине I в. до н. э. начался новый подъём домостроительства. Зафиксированы некоторые инновации, в частности, появление смешанной греко-варварской архитектуры. Интересная группа домов I–III вв. исследована в Илурате. Их преобладающая часть состоит из изолированных построек, например, №5 на участке 1. Узкий коридор здесь вел во дворик, из которого проходили во все пять комнат.

Наряду с такими жилищами известны однокамерные домики с двориком, через который можно было попасть в комнату. Близкие по планировке жилища открыты на укрепленном поселении Семеновка I179 (южный берег Азовского моря). Оно имеет пересекающиеся прямые улицы и кварталы, пристроенных один к другому домов, датированных II–III вв.

Нижний этаж служил для хозяйственных целей, верхний, на который вела каменная лестница, использовался как жилье. Входили в помещение через дворик, то есть здесь наблюдается принцип, близкий к тому, который характерен для построек, относящихся к типу мегарон. Здания этого типа исследованы в Неаполе и на других поселениях позднескифского времени, когда в античном мире таких построек уже давно не сооружали, что дает основание говорить о генезисе крымского мегарона в связи с варварской, а не античной домостроительной традицией.

Для греков характерен равнозначно-параллельный принцип планировки (комнаты изолированные), тогда как у варваров был распространен иерархическо-последовательный принцип расположения (помещения проходные). Негреческим элементом следует также считать выраженную криволинейность стен, которая характерна как для варварской архитектуры Северного Причерноморья, так и для описанных построек Семеновки I.

Новым в архитектуре жилого дома I–IV вв. явилось и применение цемянки (измельченный обожженный кирпич в растворе как наполнитель и усилитель вяжущей способности) – результат римского влияния. Для декорирования стали использовать кирпич и мраморную плитку.

Средневековая жилая постройка лучше всего изучена в Херсонесе. Типичный херсонесский дом был двухэтажным с двориком, огражденным стеной и хозяйственными постройками. Крыша имела два ската с черепицей, дверные и оконные проемы были арочными. На второй этаж вела каменная или деревянная лестница. Он был деревянным или из дерева и саманного кирпича, тогда как первый этаж всегда возводился из камня. Одно из помещений нижнего этажа занимала вместительная кладовая.

Еще в каменном веке для получения тепла в пещере использовались очаги, встречающиеся и в жилищах последующих эпох. На античных поселениях, наряду с очагами, характерными для архаических памятников, употреблялись жаровни и печи. В раннесредневековых сельских жилищах Таврики печи встречаются как исключение, а обычно (в углу или посредине помещения) имелся очаг. Однако в домах XII–XIV вв. Херсонеса для отопления печи использовались широко. Очаг может иметь каменную обкладку или быть устроенным в яме, но, в отличие от печи, – это открытое сооружение. На ранних античных поселениях Боспора и в Керкинитиде встречаются очаги из камня и глины, округлые в плане и прямоугольные, образованные параллельными плитами, поставленными на ребро, с обмазкой в промежутке. Известны прямоугольные очаги и в позднескифских памятниках (Усть-Альминское городище).

Печь – закрытое сооружение из камня или глины для отопления и приготовления пищи. В Крыму исследованы печи римского времени и средневековья. Первые, прямоугольные в плане и с плоским перекрытием, сооружались из каменных плит, поставленных на ребро, и глины. Под был приподнят над полом и имел в средней части одну или две опоры из камня или глины. В Илурате такая печь, расположенная у стены с окном для вытяжки дыма, имела для его выхода отверстие в перекрытии. Рядом с печью выкапывали яму, в которую выгребалась зола. В средневековом Херсонесе выявлены печи-каменки. Печами называют также горны.

В Херсонесе и Хараксе раскопаны римские бани-термы, состоявшие из раздевальни, помещений с горячей и холодной водой и других комнат.

Отопление (гипокауст) – горячим воздухом, циркулирующим под полом и в стенах. Источником тепла служила печь, как правило, расположенная за пределами отапливаемого помещения. В термах Харакса для подачи горячего воздуха служили толстые трубы из глины.

III.5. Хозяйственные объекты поселений: рыбозасолочные цистерны, колодцы и мусорные свалки

На территории античных поселений встречаются рыбозасолочные цистерны, колодцы, мусорные свалки. Рыбозасолочные емкости открыты в Херсонесе, Тиритаке, Мирмекии и других античных городах, а также на сельских поселениях Боспора (городища Золотое и Салачик на азовском побережье Керченского полуострова). В Херсонесе цистерны вырубали в скале, после чего дно и стены тщательно покрывались известковым раствором. На Боспоре стены выкопанного котлована обкладывали плитами, дно выстилали бутовым камнем, а затем внутри устанавливали перегородки из плит, поставленных на ребро; далее сооружаемые цистерны неоднократно оштукатуривались для достижения водонепроницаемости. Средние размеры херсонесских рыбозасолочных цистерн, строившихся на протяжении всего I тыс. н. э., 30-45 м3, боспорских (I–IV вв.) – 10-15м3 в городах и около 20 м3 в сельской местности. В Херсонесе цистерны выявлены почти на всей раскопанной территории; здесь они исчисляются сотнями, а в Тиритаке – десятками. Цистерны свидетельствуют о большой роли рыбной ловли в экономике античной Тавриды.

Колодцы – весьма многочисленны на античных поселениях. Лишь редко встречающиеся колодцы за пределами жилой зоны могут считаться самостоятельными памятниками-гидросооружениями. В городах и на сельских поселениях античные колодцы размещены в хозяйственных помещениях (Керкинитида), в башнях (Беляус) или за пределами зданий. Они имеют круглую или прямоугольную форму. Глубина – обычно несколько метров. Стенки обложены камнем, а устье представляет собой кольцевую кладку или конструкцию из четырех плит, поставленных на ребро.

Некоторые колодцы имели каменные крышки. Одним из наиболее интересных античных колодцев следует считать общественное сооружение II в. до н. э. глубиной около 10 м на нижней террасе Пантикапея, со стволом, сложенным из плотно пригнанных каменных блоков. Чрезвычайно сложным182 является средневековый колодец Эски-Кермена. Наряду с колодцами встречаются цистерны для дождевой воды.

Мусорные свалки – как вид археологических памятников также рассматриваются лишь в тех случаях, когда они расположены за пределами поселения. Известны античные мусорные свалки, которые делятся на пункты, где помещали отходы ремесленных производств (например, керамических мастерских), и места бытовых отбросов. На Боспоре свалки достигают в толщину несколько метров.

III.6. Театр и языческие храмы античных городов

Театр (в античную эпоху) – архитектурное сооружение, в котором происходили представления трагедий и комедий. Ранние греческие театры состояли из трех частей: орхестры (круглая площадка, на которой декламировал, пел и танцевал хор), скены (обычно прямоугольная двухэтажная палатка, где актеры переодевались) и театрона (ступенеобразные сидения для зрителей, расположенные полукругом). Во второй половине IV или в III в. до н. э. появляется проскений – пристройка в виде портика (навеса, поддерживаемого колоннами) высотой 2,5-3,6 м перед скеной, с перекрытием, которое опиралось спереди на ряд полуколонок или колонн; оно было на одном уровне со втором (основным) этажом скены и называлось логейоном. Концы театрона завершались двумя подпорными стенками, а между ними и проскением были устроены два прохода на орхестру (пароды). Основным местом выступавших актеров был с середины II в. до н. э. логейон, а до этого, по-видимому, – помещение проскения. В классический же период V–IV вв. до н. э., когда его еще не было, актеры находились, рядом с хором на орхестре.

В Северном Причерноморье известен пока только один античный театр, датирующийся III–II вв. до н. э. Остатки театра оказались в Херсонесе под более поздними постройками. Сохранились театрон (не полностью) и часть основания проскения у левого парода. От проскения сохранились183 следы полуколонок прямоугольного и полукруглого сечения. В римское время херсонесский театр был расширен – приспособлен для гладиаторских боев и травли животных.

Встреченные на поселениях храмы делятся на языческие, христианские и мусульманские. В греко-римской архитектуре, в частности, храмовой, представлены ордеры [87-89] – композиции, состоящие из колонн и опирающегося на них антаблемента. Различают три основных ордера: дорический, ионический и коринфский. Дорический ордер – архитектурная композиция, характеризуется такими особенностями: колонны приземистые с каннелюрами, без баз; капитель состоит из круглой подушки и лежащего на ней абака; фриз – из чередующихся триглифов (прямоугольных плит с тремя вертикальными желобками) и метоп (прямоугольных плит, часто украшенных рельефом).

Ионический ордер – архитектурная композиция, отличающаяся от дорической тем, что колонны более стройные и с базой; капитель – с волютами (завитками); фриз гладкий. Коринфский ордер – архитектурная композиция, для которой, при большой близости к ионическому ордеру, характерна особая форма капители. Она колоколообразная и покрыта стилизованными изображениями листьев аканфа.

Здания, построенные с использованием одного из архитектурных ордеров, называются ордерными. Они известны в Пантикапее, Херсонесе и других античных городах.

III.7. Храмы христианские: базилики, крестовокупольные, крестообразные и центрической композиции

На территории средневековых поселений встречаются христианские храмы различной планировки: базилики, крестово-купольные, крестообразные, центрической композиции. Базилика – здание в форме вытянутого прямоугольника, разделенное колоннами на три или пять продольных нефов (отсеков), из которых средний выше, чем боковые. Нефы обычно заканчиваются полукруглыми в плане помещениями (апсидами). Иногда базиликой называют одноапсидные храмы.

В Крыму базилики – самый распространённый тип христианского храма в эпоху раннего средневековья, заимствованный из Византии. Полы базилики украшались мозаиками.

Крестово-купольный храм – культовая христианская постройка, имеющая внутри четыре опоры, которые соединены арками. Различают ранний тип такого храма с планом в виде вписанного креста, отделенного стенами от угловых частей здания (т.е. с основным внутренним пространством крестовидной формы) и поздний «простой», со свободно стоящими четырьмя столбами. На арки опирается барабан, причем переход от квадратного в плане подбарабанного пространства к барабану обеспечивают паруса, которые заполняют пространство между арками и распределяют нагрузку по периметру. Барабан же перекрывается куполом.

Тип крестово-купольного храма пришел в Крым в VI–VII вв. и c IX в. стал основным. Промежуточным звеном между ним и базиликой следует считать церковь Иоанна Предтечи в Керчи, выдающееся произведение средневекового зодчества (рубеж IX и X вв.).

Крестообразный храм – христианское здание VI–VII вв., имеющее в плане форму креста, нередко с двумя (южным и северным) приделами (пристройками) к восточной ветви креста. Последняя часто оформлена как апсида. По-видимому, ветви креста имели цилиндрические своды, а средокрестие – купол. Этот тип представлен храмами (№ 19 и загородным к югу от цитадели в Херсонесе), которые использовались как мавзолеи, а также пристройками к восточной и западной базиликам и храмом № 27.

Помещение центрической композиции – увенчанная куполом круглая постройка с четырьмя крестообразно размещенными нишами и бассейном или реликвиями посредине. Такими зданиями являются крещальня Уваровской базилики и четырехапсидный храм в Херсонесе (VI–VII вв.) [89].

Одно из помещений христианского храма могло служить баптистерием – крещальней, но часто это – отдельное сооружение с купелью, как, например, в ранневизантийском Херсонесе, где функционировали как минимум четыре баптистерия. Крещальни встречаются нередко и в пещерных церквах.

III.8. Мечети

При мусульманском храме, мечети, возведен один или несколько минаретов. Стены мечети изнутри украшаются изречениями из Корана.

Скамьи отсутствуют, но пол покрыт циновками или коврами. Внутри мечети находятся минбар и михраб.

Минарет – башня при мечети, с которой муэдзин (служитель) пять раз в сутки провозглашает азан – призыв мусульман к молитве. Древнейшие крымские минареты не сохранились, если не считать основание такого сооружения у мечети начала XIV в. в Солхате.

Минбар – возвышение в мечети, снабженное лестницей и предназначенное для проповедника. Минбар XV–XVII вв. находится в бахчисарайском квартале Азисе. Михраб – ниша внутри мечети в стене, ориентированной на Мекку – город, где, по преданию, родился пророк Мухаммед и находится Кааба – храм, в стену которого вделан Черный камень, место паломничества мусульман. Во время молитвы они обращают свое лицо к Мекке, направление на которую показывает михраб.

Мечеть – место моления, центр религиозных проповедей и помещение для школы. День всеобщей молитвы и проповеди в мечети – пятница.

Предстоятелем на молитве и проповедником выступает имам.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 173 – 185.