2015 г. Материалы к своду памятников Крыма
С. Г. Колтухов
Городище Чуфут-Кале. Средневековье. (архит., археол.) Руины города-крепости Чуфут-Кале находятся на юго-восточной окраине Бахчисарая, на вершине скалистого отрога, сложенного из мшанковых известняков. С трех сторон городище ограничено вертикальными обрывами высотой до 50 м.
Впервые археологические исследования Чуфут-Кале были осуществлены известным русским археологом А. С. Уваровым в 1853 г. В 20-х годах 20 века здесь работала экспедиция, изучавшая мусульманские памятники, в 50-х – начале 60-х годов большие работы на Чуфут-Кале велись под руководством Е. В. Веймарна. С 1950 по 1961 гг. В. В. Кропоткин исследовал раннесредневековый могильник под юго-западным склоном городища. В 1970-х годах небольшие работы на Чуфут-Кале проводил М. Я. Чореф, а в 1983, 1987 – 1988 гг. – А. Г. Герцен и Ю. М. Могаричев. В истории Чуфут-Кале выделяются несколько периодов: до постройки крепости, византийский, аланский, золотоордынский, крымско-татарский, иудейский.
Плато, на котором находится городище, было заселено ещё в неолите (7 тыс. лет назад). В первой половине I тыс. до н. э. здесь находилось убежище обитателей кизил-кобинского поселения в ущелье Ашлама-Дере. Таким же образом использовалась эта естественная крепость и в позднеантичное время.
В период правления Юстиниана I Византия, пытаясь остановить натиск варваров, вела активное крепостное строительство. К числу таких крепостей, построенных в пограничных горных районах для защиты союзниковфедератов империи (готов и алан), возможно, относится и Чуфут-Кале.
Данные новейших исследований позволяют отнести к числу раннесредневековых памятников Среднюю оборонительную стену, пещерные сооружения. Археологические материалы аланского периода очень скудны.
Первые упоминания о крепости появляются в источниках с конца 13 века. Она именовалась Кырк-Ор, что в переводе с тюркского означает «сорок укреплений». Мусульманские авторы сообщают, что поселение находится в стране алан и служит их главной крепостью.
В середине 14 в., во время правления золотоордынского хана Джанибека, крепость была захвачена татарами. С этого времени и до середины 15 в. Кырк-Ор становится центром золотоордынского бейлика (княжества), сыгравшего важную роль в образовании Крымского ханства. Эта хорошо укрепленная крепость становится опорой Хаджи-Гирея в борьбе с Золотой Ордой, а после создания независимого Крымского ханства – первой его столицей. Перед Средней оборонительной стеной возникает торгово-ремесленный посад, куда поселяются иудейская и армянская общины.
Усиление Крымского ханства в начале 16 в. способствовало перенесению ханской ставки из Кырк-Ора в долину реки Чурук-Су, где зарождается новый город Бахчисарай. Вслед за ханами крепость покидает большинство мусульманского населения, и здесь остаются, в основном, только иудеи и армяне, причем иудейская община составляет большинство населения крепости, что отразилось в появлении нового названия Чуфут-Кале – «Жидовская крепость». После вывода христиан из Крыма в 1774 г. ЧуфутКале покидают и армяне. В крепости остаются одни иудеи. Неясно, какого направления в конфессии придерживались иудеи Чуфут-Кале в 15 в. Если во второй половине 18 – 19 вв. все источники упоминают здесь караимов, то в более раннее время они говорят лишь об иудеях, не разделяя их по течениям.
До середины 17 в. иудейская община проживала, в основном, на территории Нового города, в Старом городе был размещен небольшой татарский гарнизон. Однако, уже в 1665 г., турецкий путешественник и дипломат Эвлия Челеби сообщает, что «даже комендант замка, команда крепости, стража и привратники – все это евреи».
Отношения иудейской общины Чуфут-Кале с татарской администрацией были неоднозначными. При всей заинтересованности ханов в близком соседстве с трудолюбивой, искусной в ремеслах общиной, определенные дискриминационные меры против нее принимались. Особенно усилились притеснения в период правления последнего крымского хана Шагин-Гирея.
После присоединения Крыма к России в 1783 г. дискриминационные меры против караимской общины были упразднены. Жители начинают постепенно покидать Чуфут-Кале, центр караимизма переходит в Евпаторию и к началу 20 в. городище становится практически необитаемым.
Территория городища Чуфут-Кале традиционно разделяется на три части: Старый город (7 га), примыкающая к нему незастроенная часть плато – Бурунчак (в переводе с татарского – «мысок»), отделенная от города невысокой оградой. Площадь Бурунчака – 36 га. Новый город (3 га) раскинулся между Средней и Восточной оборонительными стенами.
Территория Старого города ограничена Средней оборонительной стеной, пересекающей плато в самом узком месте. Она состоит из трех куртин длиной по 60 м каждая. В месте их соединения расположен воротный проем ОртаКапу (Средние ворота), перекрытый циркульной аркой. Лицевой и внутренний панцири стены сложены из блоков местного известняка. Между ними – ломаный камень, бут, залитый глиняным раствором. Первоначальная толщина стен – 4,5 – 5,0 м, высота – 7 – 8 м. Стена имела зубчатый парапет.
Северная куртина была защищена системой из трех рвов шириной около 4 м и глубиной до 2 м каждый. Время постройки Средней стены до сих пор не выяснено, исследователи датируют её 9, 10 – 11 и 12 вв. В оборонительную систему входили также пещерные сооружения, расположенные в легкодоступных расселинах. В них укрывались часовые, охранявшие стену.
В обширном распадке, закрываемом Южной стеной с воротами КичикКапу, построенными, скорее всего, в 15 в., древняя линия обороны проходила у верхней кромки плато и перекрывала узкий скальный проход. В фортификационные комплексы, помимо стен, входили и искусственные пещерные сооружения.
На территории Старого города, недалеко от Орта-Капу, расположены памятники, сохранившиеся от золотоордынского периода: остатки мечети и дюрбе (мавзолея) Джаныке-Ханым.
Мечеть Кырк-Ора была построена в 1346 г., а в 1455 г., в правление первого крымского хана Хаджи-Гирея, была существенно перестроена. Здание мечети – четырехугольное в плане, размером 13,8 х 10,6 м по наружному обводу. Кладка была бутовой с использованием тесаного камня. Вход – с запада. Слева от него находился минарет. Внутренний объем здания делился на три части рядами колонн со сталактитовыми капителями, поддерживавшими купольное перекрытие.
Дюрбе Джаныке-Ханым воздвигнуто над могилой дочери золотоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 г. Центрическая, купольная, восьмиугольная в плане постройка имеет с южной стороны портал из двух выступающих пилонов, перекрытых полуциркульной аркой.
Здесь же, на территории Старого города, были расположены и культовые сооружения иудейского периода – две кенасы (молельные дома караимов).
Кенасы находятся в дворике, за глухим каменным забором. С Кенасской улицы в дворик ведет калитка с порогом из мраморной плиты. Здания кенас – прямоугольные в плане, под двухскатной черепичной кровлей. Большая кенаса выстроена более тщательно и монументально. Вход в нее акцентирован каменной аркой, поддерживающей навес и образующей веранду перед дверным проемом. Традиционная дата – (пропуск в оригинале – А.В.) в. – вызывает сомнения. Постройка в дошедшем до нас виде имеет выразительные черты зодчества 17 в. Малая кенаса построена в конце 18 в., когда мангупская караимская община покинула пришедший в упадок город и частично перебралась в Чуфут-Кале. Материалы и оборудование для этой кенасы были вывезены с Мангупа.
С 14 в. территория Старого города была отгорожена от мыса Бурунчак невысокой стеной. Бурунчак представляет собой обширный луг с небольшим леском в западной части. По краю мыс обнесен небольшой стеной, построенной, возможно, во времена Крымского ханства, когда здесь находился ханский зверинец. В центре мыса, в скале, вырублены два прямоугольных бассейна. В 1970 г. один из них расчищен М. Я. Чорефом. При площади 12 х 8 м глубина его составляла 1,1 м. Восточный борт – в виде двух ступеней. Толщина почвенного слоя на Бурунчаке составляет 0,5 – 0,2 м, местами видны участки, расчищенные под огородные культуры.
Археологический материал позволяет считать, что наиболее древние находки на мысу относятся к неолитическому времени, присутствуют отдельные участки культурного слоя кизил-кобинской культуры первой половины I тыс. до н. э. Находки позднеантичного времени представлены обломками амфор.
Материалы раннего средневековья могут быть отнесены к VI – Х вв.
На Бурунчаке существуют оборонительные стены высотой 6 – 8 м, перекрывавшие доступ на плато по расселинам Кучук-Исар и Биюк-Исар.
Толщина стен не превышает 1,3 – 0,9 м. В раскопе у стены Биюк-Исар в 1988 г. выявлены культурные горизонты VI – Х вв. и XIV – XVIII вв.
«Новый город» – участок городской застройки площадью более 3 га, расположен между Средней и Восточной оборонительными стенами. Эта часть городища возникла на месте торгово-ремесленного посада, сформировавшегося в 14 – 15 вв. Поздняя застройка скрыла под собой систему рвов перед Средней стеной. Планировка Нового города довольно своеобразна. Вдоль Восточной оборонительной стены проходила «военная улица» – незастроенное пространство для продвижения воинов гарнизона.
По словам Эвлии Челеби, в Новом городе в середине XVII в. существовало 200 домов. Главная улица шла от ворот Орта-Капу к внешним воротам БиюкКапу. Остальное пространство делили на кварталы, улицы и непроезжие переулки. Водоснабжение Нового города осуществлялось при помощи колодца диаметром 1,4 м, ведущего в скальную пещеру с источником, ныне пересохшим.
С внешней стороны Биюк-Капу находился обширный бассейн, имевший с западной стороны ступенчатый спуск. Во дворах многих усадеб существовали водосборные цистерны. Дома жителей Чуфут-Кале типичны и для других народов Крыма. Большей частью они были двухэтажными с балкончиками (софа), окнами во двор. Перекрытие было стропильным, кровли896 – черепичные. Комнаты отапливались печами-тандырами, устроенными в земле, или переносными жаровнями. Верхний этаж был жилым, в нижнем располагались конюшня и хлев. Заборы домов были совершенно глухими. К настоящему времени на Чуфут-Кале полностью сохранился лишь один дом, где в 19 в. жил известный караимский собиратель древних текстов А. С. Фиркович.
В 1897 г. на средства, собранные караимским обществом, рядом с усадьбой А. С. Фирковича был возведен каменный дом, предназначавшийся для приема царственных особ. В 1930-е годы он был разобран и сейчас сохранился только его цоколь.
Территорию Нового города в начале 16 века оградила Восточная оборонительная стена, состоящая из трех куртин, сложенных из ломаного камня на известковом растворе, и двух башен, в одной из которых (Биюк-Капу – Большие ворота) расположен воротный проем. Укрепление пережило несколько строительных периодов. От первоначальной стены сохранилась северная куртина, остальное было полностью перестроено в XVII – XVIII вв.
К северу от ворот, перед стеной, вырублено два рва. Главный, внешний, ров начинается у дороги и, понижаясь к северу, имеет глубину до 9 м при ширине 5 м.
Очевидно, на территории Нового города находилась темница, в которой ханы содержали самых ценных своих пленников. Первоначально ею считали двухъярусное пещерное сооружение Чауш-Кобасы. Однако, после раскопок Е. В. Веймарном малого рва перед Средней стеной, стало ясно, что этот пещерный комплекс не что иное, как подвальное помещение богатой караимской усадьбы, построенной не ранее 17 в. В настоящее время ханской тюрьмой считают пещерный комплекс на северном краю обрыва, в 50 м от Средней стены. К нему ведет прорубленный в скале узкий проход. По правую сторону – боевой каземат, слева – помещение с двумя подпорными столбами. Отсюда люк ведет в нижнее помещение Г-образной формы.
Под южным обрывом Чуфут-Кале существуют многочисленные пещерные сооружения хозяйственного, жилого, порой культового характера, принадлежавшие как жителям города, так и обитателям селения Мариамполь, существовавшего до начала прошлого столетия в балке Майрам-Дере.
Несколько выше, в южном обрыве мыса Бурунчак, расположен крупный каземат, сооруженный на месте естественной полости, который, как правило, считают убежищем, использовавшимся уже в раннем железном веке.
Рядом с Чуфут-Кале находится еще несколько непосредственно связанных с ним памятников. На юго-западном склоне – раннесредневековый (6 – 10 вв.) могильник, принадлежавший гото-аланскому населению, в балке МайрамДере – сельское поселение Мариамполь (8 – 18 вв.), мусульманское кладбище Газы-Мансур (14 – 15 вв.), а к юго-востоку от городища, в Иосафатовой долине, – обширный некрополь иудейской общины Чуфут-Кале.
Название местности, где находится кладбище, появилось, по преданию, в память о семье, вышедшей из Иерусалима, проживавшей на Чуфут-Кале и похороненной на этом кладбище. По указанию очевидцев, обе Иосафатовы долины внешне удивительно похожи друг на друга. Территория кладбища вытянута с запада на восток на двух крутых склонах долины. Общее количество надгробий – не менее 5 тысяч. Их формы разнообразны: прямоугольные плиты, домикообразные, двурогие, однорогие, обелиски, стелы, столо- и гробообразные. Среди них есть и кенотафы. Эпитафии на памятниках выполнены в подавляющем большинстве на древнееврейском языке, хотя есть и на караимском, но древнееврейскими буквами. Надгробия конца позапрошлого – начала прошлого века, как правило, имеют двуязычные надписи на русском и иврите. На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы – солярные знаки, кипарисы, розетки.
Лит.:
1. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей Кырк-Ор. Чуфут-Кале. – Симферополь: 1993.
2. Вейнмарн Е.В. О двух неясных вопросах средневековья юго-западного Крыма // Археологические исследования средневекового Крыма. – Киев: 1968.
3. Якобсон А.Л. О раннесредневековых крепостных стенах Чуфут-Кале. – Краткие сообщения Института археологии АН СССР, 1974, № 140.
4. Бертье-Делагард А.Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде. – ИТУАК, 1920, № 57.
5. Крис Х.И. Поселение кизил-кобинской культуры в балке Ашлама-Дере // История и археология древнего Крыма. – Киев: 1957.
6. Гаркави А.Я. О происхождении некоторых географических названий местностей на Таврическом полуострове. – Известия Русского географического общества, 1875, т. 2.
7. Шапшал С. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. – СПб.: 1896.
8. Тунманн. Крымское ханство. – Симферополь: 1991.
9. Ksiega podrozy Ewliji Czelebiego (Wybor). – Warszawa, 1969.
Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 892 – 897
