2007 р. Катерининська церква у Чернігові: в руках суду людського++
Розмову вів Іван Дивний
Дата: 26.09.2007
Інтерв’ю з священиком Олександром Лядовим, настоятелем Катерининського храму в м. Чернігові (Українська православна церква Московського патріархату)
18 вересня 2007 року. – м. Чернігів. – Похідна церква у наметі біля північного входу до мурованого Катерининського храму.
– Отче, ваша громада відправляє церковні служби в наметі і претендує на користування мурованим Катерининським храмом – унікальною пам’яткою української архітектури 18-го століття. Як Ви бачите подальший розвиток цієї ситуації?
– Сейчас дело рассматривается в суде.
– А в якому саме?
– Сейчас непосредственно оно находится в Киевском апелляционном административном суде. И суд определит, кто действительно является наследником этого храма, как он строился, какой церкви раньше принадлежал. Ведь первая служба тут была совершена еще в 1715-м году.
– Тобто, до закінчення судового розгляду ситуація лишатиметься такою, як зараз?
– Да. Православные люди города Чернигова много лет писали об этом письма, собрали тысячи подписей, обращались к властям. Последние семь лет каждый воскресный день проводились крестные ходы вокруг этого храма, совершались акафисты и молебны. А с 30-го июня 2006-го года здесь совершается круглосуточное молитвенное стояние. Служатся литургии, акафисты и молебны, ночью тоже идут моления – в 12 часов ночи читается малое повечерье, каноны, идёт крестный ход вокруг храма… И так каждую ночь.
– Зараз я бачу тут лише два намети вашої громади і жодного намету політичних організацій. Тобто, політики вас так активно, як раніше, не підтримують?
– Мы сделали официальное заявление на имя прокурора города, на имя мэра т. е. обратились к властям с тем, что мы являемся представителями Украинской православной церкви, возглавляемой Блаженнейшим Владимиром (Сабоданом) и никакого отношения ни к каким политическим партиям не имеем. Наше дело Христово, а какие партии что делают – это не относится к церкви.
– І політичних активістів коло вашого похідного храму зараз уже немає?
– Так мы же и просим, чтобы здесь не было политики.
– Мурований Катерининський храм це дуже цінна пам’ятка і велика, складна, стара споруда, яка потребує спеціального догляду. Ваша громада здатна впоратися з її утриманням?
– На примере других общин города Чернигова мы видим, что храмы, которые переданы православной церкви, находятся в прекрасном состоянии. Побелены, поштукатурены, внутри сделаны ремонты. В частности, здесь в этом храме нет иконостаса – он сгорел во время Великой Отечественной войны. Нужно будет вести восстановительные работы по строительству иконостаса, чего музей не делал все эти годы. И вряд ли будет делать.
– Іншими словами, ви певні в своїх силах?
– Да.
– І ще одне дуже дражливе питання. В Катерининському храмі вже понад рік знаходяться експонати етнографічної колекції Чернігівського історичного музею ім. В. Тарновського. Це ж, мабуть, не дуже правильно, що вони там так довго лишаються без догляду?
– Ситуация здесь, можно сказать, лживая, потому что в прошлом году музей вывез основную часть экспозиции. Остались только стеллажи, мебель и, возможно, незначительная часть экспонатов. В Екатерининскую церковь была завезена грузовой «Газелью» утварь раскольников-филаретовцев, т. е. между раскольниками и музеем был сговор. Они там расположили свою утварь и люди, увидев, что идет прямой захват храма, всё заблокировали и молятся.
Музей не предоставил документы о том, какая часть экспонатов была вывезена, что осталось. Мы год просили показать акты о вывозе, но их так и не показали. На самом деле никаких экспонатов там нет. А заявления направлены только на то, чтобы будоражить общественность.
– А якщо створити якусь спільну комісію і гласно, відкрито всім разом зайти до Катерининської церкви і переконатися, що там є, чого нема? Ви б пішли на такий крок?
– Много лет мы доверяли власти, доверяли музею. Просто совершали моления, крестные ходы, просили… Но в прошлом году и музей, и власть в области пошли на обманные действия, совершили беззаконную передачу, не советуясь с нашей общиной, которая много лет писала и просила передать храм именно нам. И теперь доверия к музею у нас нет после такого их обмана. Там могут быть разные провокационные действия: кто-то зайдет в храм и потом не выйдет. И получится такой же захват, какой был год назад.
– Тобто, ви чекаєте рішення суду?
– Да.
– А якщо раптом це рішення виявиться не на вашу користь?
– Сейчас по стране идет множество судебных процессов по поводу тех или иных церквей, и основная масса решений выносится в пользу канонического православия на Украине. Потому, что оно является действительным наследником тех храмов, которые раньше строились.
– Тобто, ви вірите, що справа буде вашою стороною виграна?
– Так было во многих делах.